Уточнение кадастровых границ земли

Содержание

Как исправить ошибку расположения границ участка

Уточнение кадастровых границ земли

На кадастровой карте не всегда корректно отображаются границы земельных участков. При этом постановка на кадастровом учете может быть верной, но на кадастровой карте границы указаны с ошибкой.

В большинстве дачных поселков и поселений собственники сталкиваются с некорректным отображением границ. Из-за неверного отображения невозможно проведение сделки купли-продажи, либо у нового собственника возникнут проблемы в будущем.

Поэтому ошибку нужно исправлять. Расскажем о том, как это сделать.

Почему появляются ошибки

На кадастровой карте отображаются ошибки, которые допустил в координатах сотрудник Росреестра, кадастровый инженер или собственник. Выделяют 2 вида ошибок:

  1. Реестровая – кадастровым инженером написаны неверные координаты в исходный межевой план. Далее ложная информация попадает в ЕГРН. К этому же виду ошибок относят опечатки и технические ошибки. Правильные координаты из межевого плана искажаются и на кадастровой карте угловые точки земельного участка оказываются сдвинуты.
  2. Погрешности спутниковой съемки – собственники считают ошибочными сведения, хотя в реестр данные внесены верно. В этом случае важно удостовериться, что ошибки нет и посмотреть выписку ЕГРН.

Получение выписки ЕГРН

Заявление на выписку ЕГРН принимают в МФЦ, Росреестре или на сайте егрп-онлайн.рф. В государственных учреждениях придется потратить время на передачу заявления лично в руки специалисту. Документ рассматривается от 3 до 5 рабочих дней, после чего нужно опять обратиться в государственный орган, чтобы получить бумажную справку. Все действия требуют времени и сил.

Гораздо быстрее можно решить вопрос с помощью нашего ресурса. После заказа выписка ЕГРН поступает на указанную при оформлении электронную почту. выписки ничем не отличается от бумажного варианта. Документ можно открыть, познакомиться с информацией и распечатать для удобства использования.

Как исправить ошибку

Исправлять необходимо только сведения, не корректно внесенные в ЕГРН. Порядок внесения изменений зависит от конкретной ситуации. В одном случае достаточно представить необходимые документы и внести изменения в ЕГРН. Исправления возможны, если нет претензий со стороны третьих лиц.

В других собственнику приходится подавать иск в суд и отстаивать свои интересы в судебном порядке. В основном это происходит из-за конфликта с соседями. На основании решения суда изменяются данные в Росреестре и на кадастровой карте. Рассмотрим конкретные шаги по внесению изменений.

Искажены границы одного участка

Если на кадастровой карте границы территории участка заходят на соседние земли, то искажения выглядят так, как будто участок развернут по своей оси. В первую очередь необходимо выяснить, есть ли претензии у соседей и сообща решать этот вопрос.

Скорее всего, ошибка была допущена инженером, который на местности неправильно определил координаты поворотных точек и при составлении межевого плана допустил неточность.

Если при выяснении обстоятельств оказывается, что инженер все сделал правильно, то ошибка допущена Росреестром при внесении данных.

Поскольку площадь участка указана верно, то при повороте участка, он точно встанет на свое реальное место. Конфигурация и площадь при этом сохранятся. Изменения в границы смежных участков не вносятся и поэтому претензий со стороны соседей не должно быть. Причин для обращения в суд нет.

При возникновении ошибки по вине инженера, необходимо найти ответственного сотрудника и предъявить претензии ему. Возникшая ситуация является поводом для привлечения инженера к дисциплинарной ответственности и чревата для него исключением из членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Собственнику обращение к конкретному лицу позволит исправить ошибки бесплатно. Для этого необходимо направить в Росреестр заявление с просьбой устранить неверные сведения и уточнённый межевой план. Заявление принимает любой МФЦ. По закону Росреестр обязан рассмотреть обращение в течение 5 рабочих дней.

Если неточность допущена в Росреестре, то необходимо подать заявление непосредственно в государственный орган. Заявление принимает МФЦ. В обращении необходимо потребовать исправить ошибку в записях ЕГРН. Ошибку должны исправить в течение 3-х рабочих дней.

Искажены границы двух участков

Если на карте границы участка накладываются на другие земли, то получается, что затрагиваются интересы собственников двух и более участков. Поэтому придется исправлять ошибки по каждому участку по цепочке, начиная с первого. Необходимо обойти соседей и узнать, чьи границы были нарушены.

В идеале следует установить виновное лицо и обратиться с требованием исправить ошибки. В этом случае владельцам участков не придется платить. Повторное межевание проводится по инициативе собственников. Выгоднее обращаться к одному подрядчику. После этого уточненные межевые планы и заявление направляется в Росреестр.

В течение 5 рабочих дней ошибка должна быть исправлена.

Сосед отказывает в согласовании границ

Хорошо, когда соседи живут дружно и мирно решают спорные вопросы. Однако если искажены границы нескольких участков, то возможно один из собственников откажется подписывать акт согласования границ. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если в результате ошибки площадь участка увеличилась. При несогласии одного лица, Росреестр откажет в исправлении всем заявителям.

Единственный выход заключается в обращении в суд. В исковом требовании необходимо указать, что собственники требуют аннулировать ошибочную информацию о границах участка собственника, который высказался против изменений. Третьей стороной в деле выступает Росреестр.

К исковому заявлению необходимо приложить выписку ЕГРН на участки заявителя и несогласного соседа, копию межевого плана и подтверждение об уплате госпошлины.

После того как суд вынесет решение, необходимо передать межевые планы и заявление об уточнении границ всех участков в МФЦ.

Сдвинуты спутниковые снимки

Часто собственники замечают, что все участки на одной улице оказываются сдвинуты. Происходит это из-за наложения координат кадастровой карты на спутниковую фотосъемку. В данном случае ошибочные данные не касаются Росреестра, и вносить изменения в ЕГРН нет необходимости. Собственнику нужно лишь правильно настроить карту с помощью стрелок и совместить корректно границы.

Сосед установил границы некорректно

Если владелец участка поставил забор не по границе участка, а с ошибкой, то изменений в ЕГРН нет. На публичной кадастровой карте границы будут указаны правильно, однако собственник на практике захватил чужую землю. Это противозаконные действия, которые регулирует административный кодекс. Если переговоры ни к чему не приводят, необходимо обращаться в суд.

Некорректно установленные границы необходимо исправлять. На практике смещение участков встречается часто и собственникам не стоит пугаться предстоящих трудностей. Неверные координаты границ могут привести к спорам с соседями. Сделки с участком окажутся недействительны, и на земле нельзя будет возвести строение. Чем раньше вы займетесь исправлением, тем лучше.

Источник: https://xn----8sbhhxkndeik.xn--p1ai/kak-ispravit-oshibku-raspolozheniya-granits-uchastka/

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Уточнение кадастровых границ земли

Владение участком – земельным наделом в садовом кооперативе или землёй под капитальным частным домом – отличается от владения квартирой с юридической точки зрения. Другие правила, документы, дополнительные обязанности собственника.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка – одна из них. Эта процедура необходима не всегда и не всем собственникам.

Рассмотрим, как происходит уточнение границ, какие документы потребуется, и кому нужно озадачиться вопросом в первую очередь.

Что такое межевой план

В законодательстве существуют нормативы определения и уточнения границ каждого земельного участка.В результате получается межевой план. Процедуры, направленные на уточнение и фиксацию этих границ и определение соответствия между данными кадастра и реальной картиной – и есть комплекс мер по уточнению границ территории. Попутно уточняется площадь надела.

Бывает, во время длительной эксплуатации участка земли границы его перемещаются: забор сдвигается, уменьшая или увеличивая площадь участка.

Уточнение границ позволяет вернуть забору его законное положение, а так же увеличить размер земельного надела за счёт прирезок – присвоения территории общего пользования по ту сторону забора.

Такое увеличение допустимо не более, чем на 1/10 от кадастрового размера. Но и большие прирезки можно узаконить, купив уже занятую территорию у садоводческого товарищества или муниципалитета.

Когда и кому это нужно

Законодательство (ст.42.1 ФЗ-221) называет следующие объекты кадастровых работ:

  • земельные участки под ИЖС;
  • выделенные земли в СНТ;
  • участки общего назначения, использования;
  • наделы, занятые капитальными сооружениями.

Обычно, выяснением границ своего участка озадачиваются землепользователи садовых участков и частных домов. Цель: уточнить положение надела и границ, которые могли быть изменены (умышленно или случайно) самим собственником или арендатором, либо его соседями.

Случаи, в которых потребуется документально закреплённая процедура уточнения:

  • перед обменом или продажей;
  • перед разделом на доли с новыми собственниками;
  • перед объединением участка с другими наделами;
  • при решении споров с соседями.

Нет необходимости заново уточнять границы, если участок переходит в собственность по наследству, или в дар. В этом случае новый владелец может провести процедуру либо при возникновении перечисленных причин (например, унаследованную землю решил продать), либо в добровольном порядке, чтобы оградить себя от проблем, возникающих при эксплуатации.

Если не сделать уточнение границ

Отсутствие межевого плана – риск возникновения проблем, связанных с посягательствами других лиц на земли собственника и возможная потеря времени.

  • участок с неуточнёнными границами невозможно быстро продать или обменять, разделить или объединить. Перед этими сделками всё равно придётся получать заключение кадастрового специалиста, а это может занять какое-то время;
  • споры с соседями, посягнувшими на территорию участка, решаются сложнее;
  • риск занять чужую территорию, возвести на ней капитальное строение или основательный забор. Сосед, подав в суд, выиграет дело и заставит снести незаконные постройки. Будут потеряны деньги и время.

Важно! В законодательстве существует два понятия: уточнение границ и первичное определение их положения. Уточнение возможно в том случае, если сохранились исходные данные, полученные при первичном делении земли на участки. Если документов у собственника нет или никогда не было, необходимо заказывать работы по первичному определению границ.

На кого возложена ответственность

В случае с куплей-продажей заключение о границах и площади должен предоставить собственник или обладатель права на бессрочное использование.

Если собственник (или муниципалитет) сдаёт землю в аренду по договору, заказать уточнение границ может арендатор.

Если речь идёт о судебной тяжбе между соседями о правильном положении границ, обычно процедуру инициирует истец в отношении своего участка.

Где это сделать уточнение границ

Чтобы документ об уточнении границ и определения площади был легитимным и достоверным, процедуру должен осуществлять работник, имеющий допуск к этому виду услуг от кадастровой палаты.

Это может быть как сотрудник организации, так и частное лицо (например, индивидуальный предприниматель). Организация должна иметь лицензию на проведение межевых работ, а предприниматель – внесён в Единый Реестр кадастровых служащих.

Ознакомиться со списком и проверить потенциального кадастрового инженера можно на сайте Росреестра в специальном разделе.

Из чего состоит процедура уточнения границ

Инженер со специальными приборами прибывает на место измерений: садовый надел, участок ИЖС и тд.

Без личного присутствия на местности уточнить границы участка невозможно.

Могут быть проведены такие работы, как:

  • фотографирование надела с разных точек и ракурсов;
  • топографическая съёмка;
  • определение расстояний от одной точки до другой;
  • определение рельефа местности и угла наклона, если таковой имеется;
  • сравнение полученных данных о границах участка с фактическим положением забора.

После этого составляется документ, в который вносятся полученные данные: фото, результаты замеров, положение участка относительно других наделов и тд. Эти бумаги называются «Заключение кадастрового инженера». Они состоят из графической и текстовой частей.

https://www.youtube.com/watch?v=8urK0yJP7uM

Из количества измерений на местности и создания межевого плана складывается цена на работы по уточнению границ и площади земли в собственности.

Какие бумаги нужно подготовить перед процедурой

Понадобятся оригиналы и копии документов:

  • паспорт собственника;
  • кадастровый паспорт с первичными значениями нахождения ограничений и площади;
  • документ о праве собственности (пользования) из ЕГРН.

Порядок процедуры

  1. выбрать кадастрового служащего из реестра, или лицензированную компанию;
  2. заключить контракт, договориться о дате проведения процедуры;
  3. в условленную дату предоставить доступ к земельному наделу;
  4. ознакомить соседей с составленным межевым планом, результатами измерений и чертежами. Собрать их подписи, если они не возражают.

    Сделать это бывает нелегко, ведь некоторые владельцы могут долгое время не посещать свой земельный надел и не ухаживать за ним. Их контакты можно найти, например, в правлении СНТ;

  5. посетить Росреестр, МФЦ или Кадастровую палату, и зарегистрировать там заключение эксперта.

Согласно п.3 ст.42.

8 ФЗ-221 при уточнении границ допустимыми считаются следующие отклонения от первоначального межевого плана:

  • меньше зарегистрированного более чем на 10%;
  • больше, чем размеры, указанные в реестре по данному участку, более чем на 10%;
  • если на земельный участок распространяется понятие «минимальный размер участка», то расхождение фактических размеров надела с указанными в реестре не должны быть больше, чем эта величина. Она устанавливается федеральным законодательством.

Уточнение границ по требованию суда

При возникновении споров по поводу принадлежности земли тому или иному собственнику пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.

Причины могут быть разные:

  • ответчик самовольно захватил часть территории истца;
  • ответчик незаконно занял часть земель общего пользования: дорогу, прилегающую территорию;
  • ответчик построил забор или здание, частично заняв территорию истца;
  • ответчик провёл уточнение границ, но не согласовал результаты межевой экспертизы с соседями;
  • межевание было проведено с нарушениями.

Суд может назначить принудительное уточнение границ. В этом случае придётся воспользоваться не первой попавшейся геодезической организацией, а только выбранной из списка муниципальных государственных геодезических организаций и кадастровых инженеров. По итогам землеустроительной экспертизы ответчик восстанавливает ограничения земель согласно межевому плану.

Заключение

Уточнение границ участка, межевание, определение размера и положения земельного надела – задача, которую выполняют кадастровые инженеры. Они могут быть частными или работать от лица организации. Главное, чтобы у работника был допуск на проведение подобных работ.

Случается, что даже лицензированный специалист допускает ошибку при уточнении границ. Если есть подозрение, что замеры были проведены неверно, следует обратиться за экспертизой готового межевого плана.

Если план окажется неверным из-за ошибок при топографической съёмке или ошибочных расчётах, инженер обязан будет заново провести съёмку и замеры, и переделать документ.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/utochnenie-granic-uchastka/

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Уточнение кадастровых границ земли

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Порядок действий при уточнении границ земельного участка

Уточнение кадастровых границ земли

Определение точного местоположения границ земельного надела помогает устранить многие юридические сложности при пользовании таким наделом или совершении сделки по его отчуждению.

Процедура уточнения имеет ряд особенностей, которые зависят от имеющихся документов и текущего статуса границ.

Процедура уточнения

Уточнение границ наделов земли является особым видом межевых работ, результатом которых является составленный кадастровым инженером межевой план надела, в котором указаны обновлённые границы.

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218, уточнение границ участков земли проводится в следующих случаях:

  • Границы участка не установлены;
  • В документах отсутствуют данные о ранее определённых границах;
  • Границы участка установлены с недостаточной точностью.

Первый случай относится к ситуации, когда на приобретённый надел земли отсутствует кадастровый документ с указанием границ надела.

Во втором случае кадастровый документ имеется, но необходимо уточнить границы из-за отсутствия межевого плана, так как кадастровый документ на участок можно получить в общих границах, определённых проектом межевания территории (особенно при предоставлении садового или дачного участка).

Необходимые документы

Перед проведением работ по уточнению границ нужно собрать следующие документы:

  • Свидетельство о праве пользования наделом;
  • Кадастровый документ (если имеется);
  • План застройки надела;
  • Копия проекта межевания территории;
  • Копия паспорта.

Проект межевания территории находится в местном органе исполнительной власти, который предоставил ранее землю для застройки или развития. Если земля была предоставлена садовому или дачному товариществу, то копию проекта межевания можно получить в правлении СНТ.

Необходимо знать, что проводить работы по уточнению и переопределению границ имеют право следующие лица:

Данные лица должны иметь документы, подтверждающее право пользования наделом.

Следует знать, что в соответствии с ч.2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221, кадастровый инженер может отказаться от проведения межевых работ, если заказчиком был представлен неполный пакет документов, или в документах имелись недостоверные сведения.

Порядок действий

Если отсутствует кадастровый паспорт на земельный надел и межевой план, то порядок действий по уточнению границ надела следующий:

  • Сбор нужных сведений и подготовка документов;
  • Выбор геодезической компании;
  • Первичный осмотр участка кадастровым работником;
  • Заключение договора с выбранной компанией;
  • Осуществление межевых работ на участке;
  • Анализ собранных данных;
  • Согласование предварительной карты участка;
  • Составление окончательного межевого плана;
  • Регистрация межевого плана в кадастровой палате.

При выборе геодезической компании необходимо обратить внимание на наличие соответствующей лицензии, а также на репутацию фирмы. Кадастровый работник фирмы обязательно должен состоять в федеральном списке кадастровых инженеров, представленном на сайте Росреестра.

Сначала работник фирмы производит осмотр участка и изучает предоставленные документы, после чего заказчик и представитель фирмы обсуждают цену и заключают договор, а также подписывают акт о проведении кадастровых работ.

Далее кадастровый инженер выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений, работы на участке могут продлиться до двух недель.

Кадастровый инженер осуществляет на участке следующие действия:

  • Осмотр естественных границ;
  • Первичный замер длин границ;
  • Фотографирование территории;
  • Осмотр почвы;
  • Установка контрольных точек (колышков);
  • Измерение высоты холмов и/или глубины низин;
  • Уточняющий замер.

После проведённых измерений и проведения ряда необходимых вычислений, кадастровый инженер предоставляет предварительную карту участка заказчику работ для согласования. Также необходимо согласовать вновь определённые границы с заинтересованными лицами – сособственниками надела заказчика и соседними землепользователями.

При отсутствии претензий заинтересованных лиц кадастровый инженер составляет итоговый межевой план участка, который состоит, согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», из двух частей:

В графической части приводится изображение плана участка с указанием новых границ и мест прохода/проезда через участок при публичном сервитуте.

Заинтересованные лица должны подписать акт согласования границ надела земли, который располагается на обороте графической части итогового межевого плана.

После этого согласованный межевой план передаётся в государственный кадастр недвижимости для рассмотрения и окончательного утверждения, в процессе которого члены комиссии по рассмотрению могут делать запросы в архивы и проверять подлинность документов.

В случае выявления нарушений кадастровый орган отказывает в согласовании итогового межевого плана с указанием причины.

Причинами могут быть:

  • Недостоверно указанные данные;
  • Неполный пакет документов;
  • Обнаружение ошибок в расчётах кадастрового инженера;
  • Обнаружение факта наложения границ;
  • Недопустимое приближение границ к красным линиям территории;
  • Нарушение публичного сервитута.

В случае успешного согласования заказчик получает межевой план с точно определёнными границами, на основании которого может оформить кадастровый паспорт на земельный надел в будущем.

Важно помнить, что если сведения о площади земельного надела занесены в ЕГРН, то уточнённая площадь не может быть меньше указанной в ЕГРН более, чем на 10%, согласно п. 3 ст. 42.

8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221.

Также площадь надела с уточнёнными границами не может превышать предельно установленные размеры для земель данного вида или 10%, если такие пределы не установлены.

Особенности процедуры при наличии кадастрового паспорта

В кадастровом паспорте содержится схематическое изображение участка с указанием основных граничных точек.

Наличие данного документа вносит ряд упрощающих изменений в процедуру уточнения границ надела земли:

  • Уменьшение необходимого пакета документов;
  • Уменьшение количества межевых работ;
  • Наличие дополнительного аргумента при споре с соседями;
  • Упрощённое согласование итогового межевого плана в кадастровой палате.

Межевые работы по уточнению границ непосредственно на участке занимают несколько дней из-за отсутствия необходимости проводить множество предварительных измерений для определения первичных границ. Уточнение стандартных прямоугольных садовых участков при отсутствии разногласий занимает один рабочий день.

Также следует понимать, что если соседние землепользователи заказали межевые работы, то при возникновении спора преимущество будет на той стороне, у которой будет в наличии кадастровый документ со схематичным изображением границ. Если он имеется у обеих сторон спора, то тогда вопрос решает суд.

В конечном этапе уточнения границ, при согласовании их в кадастровом органе, такое согласование происходит значительно быстрее, чем при отсутствии кадастрового документа, и уменьшается вероятность отказа в согласовании.

Как составить исковое заявление об уточнении

Если в процессе уточнения границ межевой план надела не был утверждён в кадастровой палате, или часть надела земли землепользователя была незаконно захвачена соседями, то такой спор решается в судебном порядке.

Структура заявления

Исковое заявление в суд имеет определённую структуру, состоящую из трёх частей:

  • Вступительной;
  • Мотивировочной;
  • Просительной.

Во вступительной части происходит описание ситуации, из-за которой возник спор, с указанием подтверждающих данных. В мотивировочной части происходит перечисление законов и подзаконных актов, применимых к изложенной истцом ситуации в юридической практике, а также каким именно образом они могут быть применены, по мнению истца (или его адвоката).

В просительной части истец просит суд решить ситуацию в его пользу на основании изложенных в мотивировочной части заявления законов и перечисленных обстоятельств.

заявления и документы

В заявлении должно быть указаны следующие пункты:

Данные (ФИО) заявителя и ответчика;

  • Площадь участка;
  • Кадастровый номер;
  • Категория земли;
  • Вид разрешённого использования;
  • Номер свидетельства регистрации собственности.

Например, в пунктах для категории и вида использования земли следует писать: «Земли поселений, для индивидуального жилищного строительства», или «Сельскохозяйственные земли, для садоводства».

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копия паспорта заявителя;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Правоподтверждающие документы;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Копия кадастрового документа;
  • Технически паспорт на строения;
  • Межевой план.

Если спор возник на стадии составления межевого плана, то вместо него прилагается заключение кадастрового инженера об определённых им границах участка при межевых работах по уточнению.

Правоподтверждающими документами могут являться документы, на основании которых землепользователь осуществляет эксплуатацию земельного надела и имеет право уточнять границы, ими могут быть документ о праве собственности, договор аренды, свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Необходимо понимать, что каждый земельный спор по уточнению имеет свои особенности, и для составления заявления в суд лучше обратиться к квалифицированным юристам, так как неверно составленное заявление может привести к неверному решению суда или не будет принято изначально.

Итак, для уточнения границ земельного надела необходимо собрать пакет документов и обратиться в межевую организацию. Наличие кадастрового паспорта упростит процедуру, а грамотный выбор фирмы-подрядчика и своевременное оповещение заинтересованных лиц о предстоящей процедуре поможет избежать судебных разбирательств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochnenie-granic-uchastka-kak-provesti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.