Уточнение границ земельного участка кадастровым инженером

Содержание

Правила уточнения границ земельных участков

Уточнение границ земельного участка кадастровым инженером

Уточнение границ земельного участка – важная для землепользователей процедура. Особенно важна она в том случае, если намерения землевладельца серьезны. Ведь теперь почти ничего нельзя сделать с участком, если что-то не в порядке с документами.

А такое может выясниться, если, например, земля была получена много лет назад в наследство, и с тех пор ничего с ней не делалось. Или если происходит формирование участков под многоквартирным домом. Конечно, это лишь примеры. Вариантов, когда может понадобиться эта процедура, гораздо больше. Лучше если юридические вопросы решает специально обучавшийся человек.

Но даже в этом случае полезно быть в курсе, что же происходит и в каком порядке. Теперь рассмотрим все по порядку.

Что такое уточнение границ надела

Очевидно, что уточнение границ угодий – важная процедура, и ситуаций, когда она может понадобиться, существует довольно много. Особенно такие операции стали актуальны в последние годы.

Ведь теперь стало необходимо поставить свои участки на кадастровый учет, размежеваться с соседями и т. д.

, чтобы неожиданно не выяснить, что земля, которая законным образом досталась в наследство от бабушки, оказывается, числится ничейной.

Под уточнением границ ЗУ подразумевается вид кадастровых работ, который предназначен, чтобы определить координаты поворотных точек территории. Таким образом, устанавливается не только точное местоположение участка в окружающей его местности, но и его площадь и конфигурация.

Границы можно расширить и увеличить площадь угодий в процессе процедуры. Правда, только на основании прецедентов, которые являются законными. Впрочем, территория может быть уменьшена, если границы были незаконно и произвольно увеличены.

Поэтому просто так прирезать часть улицы или участка соседа не получится.

Эта процедура может быть важна и собственнику угодий. В результате возможно дооформление бесхозной земли, которая прилегает к участку, по нормам № 171-ФЗ от 23. 06. 2014. Когда собственник в этом не заинтересован, то это необязательно, если его участок уже должным образом оформлен.

Эта процедура может происходить в случае, если участок уже стоит на учете в кадастре, но границы не установлены или установлены с ошибкой. Тогда мероприятие нужно для разграничения наделов.

Чаще всего такого рода ошибки выявляются в результате споров соседей. Но иногда такое может выяснится и регистрирующим органом, когда проводилась регистрация сделки с имуществом. Например, после покупки надела в СНТ.

Те участки, которые были приобретены в садовых товариществах, очень редко бывают оформлены как следует.

Провести эту процедуру можно только в том случае, если у человека есть все документы на ту землю, с которой предполагаются манипуляции. В том числе и свидетельство, подтверждающее, что именно он является ее собственником или имеет права на ее использование на определенных основаниях.

Основания для проведения процедуры

Закон устанавливает основания для различных процедур с собственностью. В том числе и для тех, что подразумевают корректировку данных о земельных угодьях, а также для уточнения границ ЗУ.

Что будет служить основанием для проведения мероприятия:

  • решение суда на земельный спор соседей;
  • заявление владельца территории;
  • желание Росреестра или администрации. Это случается, когда во время кадастровых работ на той или иной земле выявились ошибки определения границ смежных наделов, уже ранее учтенных. В этой ситуации инженер в заключении будет описывать все недочеты и предлагать меры по их ликвидации. В их числе будет и уточнение.

Происходит уточнение при помощи геодезических работ на нужной территории. Затем производят вычисления и составляют межевой план. Кадастровый инженер при этом должен определить поворотные точки, а основывается он в этом не на желаниях собственника, а на документации или достоверной информации, которой располагает. В расчет будет браться:

  1. Информация, которая имеется в ЕГРН.
  2. Сведения, которые содержатся в тех документах об участке.
  3. Информация, которая включена в проект межевания угодий.
  4. Границы, которые существуют дольше, чем пятнадцать лет (ими будут природные объекты либо искусственные).
  5. Сведения, содержащиеся в любых других документах, которые составлены более чем пятнадцать лет назад.

Важно! Сбор необходимых бумаг и их анализ занимает много времени. Но начинать процедуру уточнения необходимо с проверки, поставлен ли раньше участок на кадастровый учет. В противном случае все может затянуться на неопределенно долгий срок либо вообще не состояться.

Уточнение границ надела: порядок действий

Как и в любой другой процедуре, в уточнении границ ЗУ есть свой порядок действий. Для того чтобы все прошло гладко и было сделано правильно, нужно ему следовать. Последовательность будет такой:

  • первым шагом станет выбор геодезической компании;
  • вторым — заключение контракта относительно проведения нужной процедуры;
  • следующий шаг — предоставление сотрудникам выбранной фирмы, то есть кадастровым инженерам свободный доступ к территории, где должны проходить работы, чтобы была проведена топографическая съемка;
  • четвертым шагом будет согласование с соседями проекта по межеванию, который сделан работником кадастровой службы по результатам измерений. Возможно, соседи окажутся против проведения процедуры вообще, но тогда вопрос все равно можно решить, даже если придется обратиться за этим в суд;
  • пятый и последний шаг — регистрация готового, уточненного, межевого плана в кадастровой палате.

Нужно помнить, что когда выбирается геодезическая компания, надо обязательно проверять, имеется ли лицензия на проведение межевых работ. Желательно проверить и ее репутацию, особенно если нет никакой спешки.

Сейчас это сделать довольно просто, достаточно прочесть несколько отзывов в интернете и проанализировать полученную информацию. Либо можно довериться рекомендациям знакомых, но это может быть не совсем надежно.

Также нужно тщательно проверить список работ, которые будут проводиться по контракту. И обязательно нужно настаивать на процедуре принятия работы по акту приема.

Стоит отметить, что работы по уточнению могут в процессе измерения подразумевать такие действия:

  1. Осуществление топографической съемки.
  2. Фотосъемка угодий и прилегающих земель. Это не всегда обязательный пункт, но возможный.
  3. Замер расстояния между точками, которые называют граничными. Инженер должен будет замерить их со всей возможной точностью.
  4. Промер угла наклона надела к горизонту.
  5. Вычисление положения фактических границ по отношению к контрольным точкам. Эти точки в эпоху современных технологий устанавливаются на местности в виде маячков GPS, и на них ориентируются, когда устанавливают поворотные пункты и граничные точки.

Чтобы ни на каких этапах мероприятия не возникало накладок и задержек, необходимо заранее собрать все необходимые документы, и если нет какого-то из них, то перед тем, как заказывать уточнение границ, надо их сделать. Это займет время, но лучше приготовить все заранее, чем затягивать уже инициированную процедуру.

Документация для проведения процедуры

Чтобы дать старт проведению работ для уточнения границы в первую очередь нужно заявление в кадастровую службу. К нему требуется приложить такие бумаги:

  • кадастровый паспорт. Паспорт кадастрового учета — одна из самых важных бумаг во всех операциях с землей;
  • тот документ, который подтвердит право обратившегося на пользование данным наделом;
  • документальное подтверждение соблюдения требований относительно уведомления всех хозяев соседних земель. Таким подтверждением будет уведомление, что было направлено заказное письмо, расписка соседей о том, что извещение ими получено.

Если в наличии не имеется кадастровых документов, то собственник должен начать не уточнение границ, а первичное узаконивание своих угодий.

Обойтись без этого не удастся, потому что если надел не числится законной собственностью человека (или территорией, которой он имеет законное право пользоваться), то он не имеет и прав проводить с ней какие-то операции.

Неважно, идет ли речь о передаче земли по наследству или об уточнении ее границ.

Кто имеет право инициировать уточнение границы территории? Прежде всего, владельцы угодий. Кроме того, пользователи, получившие землю в бессрочную эксплуатацию. Таким же правом будут обладать граждане, у которых есть право владеть наделом пожизненно, и лица, получившие земельные угодья от государства безвозмездно.

Важно! При оформлении документов может сильно облегчить задачу обращение в МФЦ «Мои Документы». Там будут предоставлены и необходимые образцы, и разъяснение всех непонятных моментов.

Стоимость работ и сроки проведения

Для этого мероприятия существуют установленные сроки, в которые рекомендуется укладываться и на которые можно ориентироваться при планировании операций со своими земельными угодьями.

По сроку процедура займет не меньше, чем пятнадцать дней. В теории он не может быть больше месяца. Но это касается случаев, когда все делается правильно, и все документы имеются в наличии, не нужно ничего дооформлять, оспаривать и т. п. Если пакет документов неполный или участок не поставлен на кадастровый учет, то все может занять неопределенно долгое время.

Что касается стоимости, то в каждом регионе она может быть разная. Также влияет на итоговую цену услуги площадь территории, рельеф, текущий сезон (зимой ставка может быть повышена), количество поворотных точек и расположение участка, район также будет влиять на цену.

Естественно, участок, меньший по размеру, всегда будет выходить дешевле. Кроме этого, сумма будет зависеть от того, какой пакет услуг предоставит инженер. Весь необходимый процесс, в том числе обращение в Росреестр и согласование либо только подготовку межевого плана.

В среднем по Московской области у участка в 10 соток, которые принадлежат частному лицу, только изготовление межевого плана будет стоить от 10 тысяч рублей, и это только нижняя граница. Комплексная услуга будет стоить больше.

То есть лучше всего заранее узнать в той организации, к услугам которой было решено прибегнуть, сколько и что будет стоить. Такая информация будет наиболее достоверной, потому что точнее самого продавца никто не может назвать стоимость.

Уточнение с увеличением площади

Процедуру, которая называется «уточнение границ земельного участка с увеличением площади», нужно рассмотреть отдельно. В результате мероприятия площадь участка будет увеличена. Но это возможно только за счет соседнего участка, который не находится ни в чьей собственности либо не имеет четко установленных границ.

Основанием для процедуры будет покупка участка, который прилегает к уже имеющейся территории либо же прибавить лишние метры к угодьям можно, участвуя в каких-то федеральных программах. Но увеличивать участок необходимо законными путями, разумеется.

Как обычно для этого требуется:

  • провести межевание;
  • собрать документы, подтверждающие право собственности;
  • заплатить установленную госпошлину;
  • написать соответствующее заявление;
  • отнести все это в кадастровую палату.

А дальше сотрудники внесут всю обновленную информацию в реестр, и данные об участке можно будет считать уже официально обновленными.

Если участок оказался увеличен незаконно, например, в результате самозахвата, может сложиться, и наверняка сложится, ситуация, когда органы настоятельно «порекомендуют» провести обратную процедуру. Уточнение с уменьшением площади.

Нюансы и особенности процедуры: уменьшение площади при межевании и др

Уточнять границы можно не только для того, чтобы увеличить свои угодья. Измерения можно производить и для обратного процесса.

Это касается тех случаев, когда две спорные земли будут граничить, и у одного из владельцев возникнут сомнения, не прирезал ли сосед себе немного территории. Относительно самой процедуры по уменьшению границ нельзя сказать ничего нового.

В целом она выглядит точно так же, как и по увеличению. Только будет прямо противоположный результат.

Основанием же станет, во-первых, незаконное увеличение своего участка за счет чужого, во-вторых, ошибка при выполнении кадастровых работ, которая перешла в межевой и кадастровый планы. Конечно, существует определенный процент, в пределах которого возможно допустить ошибку, но в остальных случаях необходим дополнительный обмер и внесение изменений в имеющиеся данные.

Если участок даже не поставлен на учет в кадастре, все равно можно уточнить границы. Для этого нужны документы, что подтвердят право собственности, и все согласовать с соседями. Соседи обязательно должны быть согласны с тем, что лицо будет проводить со своим участком такие мероприятия, и подтвердить это письменно.

Впрочем, если соседи не согласны на процедуры, можно все провести без их согласия, для этого, конечно, понадобится приложить усилия, но результат будет стоить любых затраченных средств. Но не поставить их в известность не получится. Поскольку все равно проводится и межевание, и замер участка земли для кадастра, это не будет большой проблемой.

Наоборот, когда участок будет размежеван с соседями и поставлен на кадастровый учет, может решиться сразу несколько проблем.

Если угодья уже есть в кадастре, уточнение тоже можно провести. Например, если соседи занялись своими наделами, и у них возникли какие-то вопросы относительно точности границ территории. Это будет стандартная процедура, которая уже была ранее описана, и подразумевается, что в этом случае все бумаги уже будут в порядке.

Уточним , кто должен прибыть на место в назначенный для проведения мероприятий день, по какой бы причине они ни были инициированы.

  • официальные лица, кадастровый инженер, заказчик.
  • граждане, геодезисты с оборудованием, хозяева смежных участков.

Разумеется, инициация уточнения границ может иметь цель – не править свои границы и производить законный обмен утративших актуальность или некорректных бумаг на новые, правильные и соответствующие действительности. Это может быть попыткой сведения каких-то счетов с соседями, но не стоит волноваться, особенно если точно известно, что с территорией и документами на нее все в порядке.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/mezhevanie/utochnenie-granits.html

Заказать уточнение границ земельного участка

Уточнение границ земельного участка кадастровым инженером

Уточнение границ многим все еще необходимо, но об этом им неизвестно. Процедура эта сложная и недешевая. Но, порой она избавит от многих недочетов и проблем с участком. Ниже мы объясним необходимость уточнения границ и каким образом это будет происходить.

Стоимость подготовки уточнения границ

Заказ уточнения границ участка лучше всего начать со стоимости проведения этих работ. В самой Москве стоимость работ выше Подмосковья- сказывается разница в требованиях к подготовке документов.

Для юрлиц тоже немного дороже. Можно рассчитать стоимость по простому калькулятору. В большинстве случаев стоимость будет соответствовать расчетной.

Для участков более 50 соток — цена обговаривается отдельно.

{{ rangeField.label }} {{ rangeValue }} {{ rangeField.sign ? rangeField.sign : '' }}

{{ rangeField.description }}

{{ dropDownField.label }} – Выберите значение – {{element.label}}

{{ dropDownField.description }}

Кто проводит уточнение границ земельных участков и какой документ подготавливает?

Уточнение границ является одним из видов кадастровых работ. А подготовкой информации для внесения в кадастровый учет занимается все тот же аттестованный кадастровый инженер.

А для того, чтобы внести изменения в границы земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, он оформляет межевой план.

Несложно запомнить, что все данные по земельному участку отображаются в межевом плане, а по объекту капитального строительства (ОКС)- в техническом плане.

Какие работы проводит кадастровый инженер?

Чтобы уточнить границу земельного участка инженеру необходимо, помимо сбора документов, в первую очередь выехать на участок и провести измерения. То есть получить координаты характерных точек окружающих заборов или колышков (если участок не огорожен), которые установил собственник. Подробнее о геодезических работах, которые проводятся на участке можно узнать здесь.

После того, как полевые работы проделаны и фактические границы установлены, инженер обрабатывает измерения и подготавливает межплан.

При необходимости подготавливается акт согласования границ, который подписывается со смежниками (в том числе с муниципальными или государственными землями) и является подтверждением того, что Ваш участок не затронул чужие границы. Требования к согласованию прописаны в статье 39-40 ФЗ-221.

Обычно процедурой согласования занимается собственник ЗУ. Наша компания может взять на себя эти хлопоты путем предоставления Вам агентских услуг. По сути это вид риэлторских услуг. Также мы можем подать заявление с межевым планом в орган Росреестра и получить выписку из ЕГРН в электронном или бумажном виде.

Какие необходимы условия для уточнения границ ЗУ?

Многие путают понятие уточнение границ земельного участка и выделение земельного участка из земель муниципальной или государственной собственности.

То есть владелец участка имеет некие правоустанавливающие документы (свидетельство, решение суда, постановление, распоряжение и др.

, выданные уполномоченными органами государственной власти), и имеет представление о том, где находится участок, но без точного описания местоположения границ. Разница в том- имеются ли данные об этом земельном участке в кадастре недвижимости или нет.

  • Если участку присвоен кадастровый номер- значит участок считается «ранее учтенным«. Что это значит? Это означает, что земельный участок декларативно поставлен на кадастровый учет. То есть по данным правоустанавливающих документов орган Росреестра внес данные об участке (площадь, собственник, целевое использование и т.д.) в кадастровый реестр и присвоил ему кадастровый номер. Но местоположение границ ЗУ не установлено (ведь межевание не проводилось). Равно как и реальная площадь и конфигурация участка. В этом случае кадастровым инженером подготавливается межевой план по уточнению границ земельного участка.
  • Если же у участка нет кадастрового номера — участок считается не выделенным из земель госсобственности, даже если Вы имеете какие- то документы на него. По сути он не имеет ни границ ни точной площади (даже если она указана в документах). Чтобы поставить на кадастровый учет такой земельный участок необходимо подготовить межевой план на выделение земельного участка из земель муниципальной или государственной собственности. Но если права на участок до сих пор не зарегистрированы — велика вероятность, что придется доказывать их в суде.

В вышеописанных двух случаях подготавливаются разные межевые планы и необходимы несколько разные подходы и документы для их оформления.

Чтобы узнать, имеет ли Ваш участок статус ранее учтенныйнеобходимо заказать выписку из ЕГРН на него (с указанием точного адреса). Если в выписке будет отказано- значит данных в кадастре нет.

Если выдадут 1 лист формы В1- значит участок ранее учтенный без уточненных границ. В любом случае, она пригодится при межевании. Еще быстрее можно посмотреть в публичной кадастровой карте (как на рисунке сверху).

Написано «без координат границ» — значит границы не уточнены

Итак, основным условием именно для уточнения границ земельного участка является наличие неполных сведений о нем в кадастре недвижимости.

Когда проводится уточнение границ  земельного участка?

Межевой план по уточнению границ земельного участка подготавливается в следующих случаях:

  • если отсутствуют сведения о точном местоположении границ участка (в кадастровой информации)
  • если кадастровые сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка имеют точность ниже нормативной для земель данного целевого назначения. Проще говоря, если координаты этих точек определены недостаточно точно — нужно уточнять границы. Подробнее о точности границы ЗУ читайте здесь.
  • если в кадастровых сведениях имеется недостаточно информации об однозначном местоположении поворотных точек границы (несколько значений одной точки).

И вообще, о необходимости межевания написана целая статья. Советуем с ней ознакомиться.

Все вышеописанные пункты сходятся в одном- если кадастровая информация расходится с фактическим местоположением земельного участка- без уточнения границ не обойтись.

И еще — не стоит путать уточнение  границ и устранение кадастровой ошибки. То есть если информация о земельном участке, занесенном в кадастр, ошибочна (кадастровая ошибка)- подготавливается другой вид межевого плана- на устранение кадастровой ошибки. Хотя смысл его такой же, как при уточнении.

Как выглядит межевой план по уточнению границ?

Как мы уже неоднократно говорили- межевые планы похожи друг на друга как братья. И помимо названия в титульном листе неискушенный читатель не сможет понять в них разницу. Нет смысла подробно останавливаться на всех разделах межевого плана.

Собственнику участка эти таблички и схемы ничего полезного не сообщат. Кадастровый инженер должен позаботиться о правильности заполнения всего документа.

Обратить свое внимание стоит, пожалуй, на «Заключении кадастрового инженера» и «Акте согласования границ».

  1. В первом упомянутом разделе связным текстом указываются все особенности уточняемого участка (если они есть), а также возникшие в результате работ трудности и конфликтные ситуации. То есть если невозможно уточнить границу из-за пересечения с другими земельными участками или если представители соседних участков отказываются согласовывать границы — все это будет указано в заключении.
  2. Во втором разделе (при необходимости) нужно будет согласовывать местоположение границ земельного участка с соседями, еще не проводившими межевание. Тут главное не наделать ошибок и внимательно проверить все данные, которые туда вписаны. Неверное заполнение «Акта согласования» нередко приводит к отказу во внесении изменений о земельном участке в кадастровый учет.

Акт согласования должен быть подписан следующими лицами:

  • собственником участка или доверенным лицом;
  • смежными соседями, если не границы не установлены совсем или с ненормативной точностью;
  • кадастровым инженером, который проводил работы;
  • председателем СНТ или другого товарищества, если участок граничит с их землями.

Стоит отметить, что бумажный вариант межевых планов подготавливается для Заказчика по предварительной договоренности. На данный момент все межпланы подготавливаются электронно в формате XML с приложениями в формате PDF. И именно в электронном виде они подаются в кадастровую палату вместе с заявлением. Образец межевого плана по уточнению границ можно скачать по кнопке ниже.

Скачать образец межевого плана по уточнению границ (PDF)

Какие документы нужны для проведения этой процедуры?

Как такового, точного списка нет. Фактически необходимы все документы, которые у Вас есть на земельный участок. И правоустанавливающие, и правоудостоверяющие, и распоряжение об адресе и многое другое.

В каждом отдельном случае необходим разный пакет документов в зависимости от того, на основании чего вы пользуетесь земельным участком, вида разрешенного использования, от местоположения, наконец. Ни для кого не секрет, например, что Московские правила во многом отличаются от таковых во всей остальной стране.

Состав и оформление документов в Московском регионе для постановки на кадастр также имеет ряд тонкостей.

Часто бывает, что некоторые документы необходимо просто заказать из архива или получить у председателя СНТ, например. Поэтому первым делом рекомендуем обратиться в нашу компанию и проконсультироваться насчет именно Вашего случая. Не ленитесь и не бойтесь спрашивать и уточнять- это сэкономит много времени, а часто и денег.

Общее для всех документов одно- для оформления плана нужны цветные сканы с разрешением не менее 300 dpi и качеством, позволяющим однозначно прочитать документ.

Порядок проведения уточнения границ земельных участков

Как и большинство кадастровых работ порядок следующий — подготовка, полевые работы, камеральные работы, выдача готового документа. Теперь подробнее.

  1. Первым делом нужно собрать все имеющиеся документы (о них выше⇑) на участок и сформировать задачу, с которой вы пойдете в геодезическую фирму.
  2. Далее обратиться в нашу компанию и составить договор на оказание кадастровых услуг. Как вариант, готовый договор мы можем привезти на участок в день измерения границ.
  3. До приезда нашего сотрудника к Вам на участок желательно оповестить соседей о времени проведения работ, если есть разногласия по поводу смежных границ. Многие спорные вопросы можно решить на полевом этапе работ.
  4. В назначенный день приезжает наш кадастровый инженер и проводит замеры фактических границ земельного участка. Подробнее в статье «Геодезические полевые работы при межевании«. Во время проведения обмеров границ кадастровые инженеры могут спрашивать присутствующих смежных землепользователей, согласны ли они с границами.
  5. После проведения полевых работ мы приступаем к оформлению межевого плана и составляем акт согласования. Если смежные землепользователи уже прошли кадастровый учет, то с ними акт согласования не подписывается. С остальными собственниками придется подписывать.
  6. Когда акт согласования подписан — он  прилагается к межевому плану в электронном виде. Оригинал и передается представителем нашей фирмы в Росреестр. Так как предусмотрена электронная форма документа- он формируется с помощью специальных программ, подписывается цифровой печатью кадастрового инженера и передается Заказчику. Мы можем записать на диск, и его нужно будет забрать в офисе, или мы отправим электронный файл Вам на почту и Вы самостоятельно его запишите.
  7. Заказчик подает заявление и записанный диск с электронным межпланом самостоятельно в орган Росреестра или МФЦ.
  8. После проверки представленных документов Вы получаете выписку из ЕГНР на земельный участок (или постановление об отказе/приостановке процедуры постановки на кадастровый учет). Во втором случае необходимо с постановлением вновь обратиться к нам — будем разбираться и исправлять.

    Если же Вы получили все-таки выписку- дело сделано!

Сроки подготовки межплана

Сроки подготовки межевого плана могут сильно варьироваться.

Но если все документы собраны и проверены, получена кадастровая информация- наши специалисты в течение 2-4 дней произведут полевые измерения( при отсутствии претензий со стороны соседей).

Подготовка самого документа займет около 2-3 дней без учета времени на согласование. В совокупности срок оформления обычно не превышает 2-3 недель (в случае отсутствия проволочек со стороны Заказчика).

Чтобы иметь примерное представление о нашей ценовой политике пройдите по кнопке:

Можно просто написать

Наши соцсети:

Телефон: 8 (903) 253-35-84, Илья

ООО «Землемер» Для Вас!

Источник: https://domzem.su/utochnenie-granits-zemel-nogo-uchastka.html

Уточнение местоположения границ земельных участков

Уточнение границ земельного участка кадастровым инженером

УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:

а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или

б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или

в) точность определения координат  в сведениях ЕГРН не указана.

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».

В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Документы, на основании которых проводится уточнение границ

Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных

  • частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
  • пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
  • пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.

Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:

1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:

  • Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №  1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.

2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:

  • утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
  • проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
  • утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:

  • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
  • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
  • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
  • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.

На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.

Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.

Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.

Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства

С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.

Источник: http://KadastrSRO.ru/index.php/polezno-znat/metodich-material/45-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-kadastrovykh-inzhenerov/479-utochnenie-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uchastkov

Позиция СРО о полномочиях кадастрового инженера на подтверждение существования границ 15 и более лет

Уточнение границ земельного участка кадастровым инженером

Анализ информации по приостановлениям, позволяет выделить ряд вопросов, вводящих дополнительные (не установленные законом) требования к выполнению кадастровых работ.

В начале приведем Постановление № 18АП-1230/2019 18го Арбитражного апелляционного суда по делу № А47-7416/2018.

Теперь подробно с отсылкой к нормам действующего законодательства

Исходные данные:

К таким вопросам относится требование подтверждения границ на местности 15 и более лет при наличии правоподтверждающего документа. Полагаем целесообразным рассмотреть на примере формулировки из приостановления:

«Правила оформления межевого плана объекта недвижимости (далее – межевой план) установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке (далее – Требования к межевому плану)».

В нарушение п.70 Требований в реквизитах «InputData» и «Conclusion» xml-схемы межевого плана отсутствует информация (реквизиты) о документах, подтверждающих местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет».

Проведя всесторонний анализ действующего законодательства, считаем необходимым обратить внимание на необоснованность указанной формулировки, превышение пределов правовой экспертизы документов со стороны государственного регистратора и, как следствие, – незаконность решения о приостановлении (отказе):

Согласно ч.3 ст.67 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Далее – Закон о регистрации) – « Государственный регистратор прав несет ответственность , установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав».

Таким образом, предел правовой экспертизы регистратора ограничен основаниями, перечисленными в ст.27 (ч.1 ст.26) Закона о регистрации. При этом ни в одном из этих пунктов не предусмотрена возможность отказа в государственном кадастровом учете на основании того, что кадастровым инженером нарушены нормы, связанные с установлением границ земельного участка.

Кадастровый инженер является лицом наделенным специальным правом на проведение работ по определению местоположения границ земельного участка (ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (Далее – Закон о кадастровой деятельности), и вмешательство в его деятельность недопустимо.

Таким образом, вопросы определения местоположения границ земельных участков, тем более установление достаточных или недостаточных сведений (документов) для выполнения кадастровых работ являются исключительной компетенцией кадастрового инженера и не могут являться предметом оценки регистрирующего органа и тем более не являются основанием для отказа.

Вместе с тем, в случаях нарушения кадастровым инженером порядка (алгоритма) производства кадастровых работ, государственным регистратором может быть подана жалоба в саморегулируемую организацию, в которой состоит кадастровый инженер, которая, согласно  п.2 ч.8 ст. 30 Закона о кадастровой деятельности, наделена соответствующими контрольными функциями.

Аналогичной позиции придерживается 18 Арбитражный апелляционный суд в постановлении по делу А47-7416/2018:

Наряду с этим, апелляционный суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что определение местоположения границ земельного участка, исходя из части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ и части 4.2. статьи 1 Федерального закона от 24.07.

2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», является компетенцией кадастрового инженера, а нормы части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения земельного участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение.

При отсутствии у регистрирующего органа достоверных сведений о неправильном определении местоположения земельного участка по результатам межевых работ, препятствующих проведению кадастрового учета земельного участка, основания для оценки действия кадастрового инженера в части полномочий по определению местоположения объекта недвижимости при проведении регистрационных действий отсутствуют».

Незаконность приведенного решения о приостановлении (отказе):

Государственный регистратор в решении указывает, что в сведениях межевого плана отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет. В обоснование такого требования ссылается на п.70 Требований к подготовке межевого плана и ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.

Однако, согласно ч.10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости:

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Требование о необходимости подтверждения местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет возникает лишь по совокупности двух обстоятельств:

  1. отсутствует документ подтверждающий право;
  2. имеется документ, определивший местоположение границ земельного участка при его образовании, но в нем отсутствуют сведения о местоположении (координаты).

Результатом вольного изложения в тексте решения об отказе нормы ч.10 ст.

22 Закона о регистрации недвижимости, Регистратор обязывает кадастрового инженера руководствоваться документами, которые не поименованы в такой норме или же необходимость использования которых наступает при отсутствии документа, подтверждающего право.

При этом, в нарушение установленного в Законе, Регистратор ограничивает рамки сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право, необходимые для кадастрового инженера для проведения кадастровых работ.

Очевидным представляется логичность и дальновидность законодателя, ведь именно документ подтверждающий право содержит достаточные для определения местоположения границ сведения, а именно: сведения о субъекте права (фамилия, имя, отчество для физического лица и наименование и ОГРН для юридического), сведения об объекте права (адрес, площадь).

Согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости:

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 4.2. ст. 1 Закона о кадастровой деятельности:

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка».

Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г.

№ 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения” (далее – Приказ 90):

Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее – характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно п. 3 Приказа 90:

Координаты характерных точек определяются следующими методами:

  1. геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
  2. метод спутниковых геодезических измерений (определений);
  3. фотограмметрический метод;
  4. картометрический метод;
  5. аналитический метод».

Таким образом, законодателем кадастровому инженеру вменена обязанность по определению координат характерных точек границ земельного участка в соответствии с методами, приведеннвыми в Приказе 90. Поименованные в ч.10 ст.22 Закона о регистрации документы лишь помогают кадастровому инженеру в исполнении этой обязанности.

Существо обязанности кадастрового инженера по использованию исходных документов, указанных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости сводится к следующему:

  • Кадастровый инженер исследует вопрос наличия/отсутствия документа, подтверждающего право.

    При этом, для идентификации границы земельного участка на местности и проведения работ по определению его границ (Приказ 90), кадастровый инженер:

  • обращается к субъекту права, сведения о котором содержатся в документе, подтверждающем право;
  • выезжает на местность (Приказ 90) по адресу, указанному в документе, подтверждающем право и инструментально (с использованием поименованных в межевом плане приборов) определяет координаты характерных точек границ такого земельного участка (ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности, Приказ 90);
  • по результатам определения координат производит расчет площади земельного участка (ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности);
  • сравнивает полученное значение площади с тем, которое содержится в документе, подтверждающем право и при изменении значения площади, указанной в документе, подтверждающем право на величину, в допустимых пределах (п.32 ч.1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости);
  • подготавливает акт согласования границ земельного участка и проводит процедуру согласования установленных границ с заинтересованными лицами (ст.39 Закона о кадастровой деятельности).

Для исполнения предусмотренной ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности нормы необходимым и достаточным является наличие документа, подтверждающего право, содержащего сведения о субъекте права и объекте права.

В случаях отсутствия документа, подтверждающего право (во втором приближении, когда сведения о земельном участке содержатся в ЕГРН, но сведения о правообладателях отсутствуют) согласно ч.

10 ст.22 Закона о кадастровой деятельности, кадастровому инженеру надлежит руководствоваться сведениями из документа, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании.

Документы, определявшие местоположение границ земельного участка при образовании (это документы, в соответствии с которыми земельные участки формировались) делятся на две категории:

  • документы об образовании земельного участка, в которых содержатся координаты (=сведения о местоположении согласно ч.8 ст.22 Закона о кадастровой деятельности) и которые начали изготавливаться муниципалитетами с 01 марта 2015 года во исполнение Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 “Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе”.
  • документы об образовании земельного участка, в которых не содержатся сведения о координатах (=сведения о местоположении границ согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости) и которые издавались в разные периоды времени различными уполномоченными органами (Администрации, РайКомЗемресурсы и т.д.). Например, к таким документам относятся документы-основания для выдачи свидетельства образца 90-х годов.

Согласно п.70 Требований к подготовке межевого плана, в разделе «Исходные данные» межевого плана указываются реквизиты документов, использованных кадастровым инженером во исполнение ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.

Сама формулировка (конструкция нормы) п.70 Требований исключает необходимость включения в состав межевого плана таких документов, а равно не предполагает любые оценочные суждения относительно их состава со стороны государственного регистратора: указываются реквизиты исходных документов, а не сам документ.

По мнению Союза‚ в указанной ситуации‚ основание приостановления (отказа) не обосновано. Будь в курсе! Вступай в сообщество самого демократичного СРО кадастровых инженеров! Сообщество создано для информационного обмена, диалога, обсуждения проблемных вопросов отрасли, консультирования и просто общения приятных во всех отношениях людей ) ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Источник: https://kiportal.ru/stati/stati-i-analitika/poziciya-sro-v-chasti-polnomochij-kadastrovogo-inzhenera-na-podtverzhdenie-sushchestvovanie-granic-15-i-bolee-let.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.