Установка границ земельного участка

Содержание

Правила проведения установления границ земельного участка

Установка границ земельного участка

Все наделы земли, выделенные в отдельные участки, имеют границы, определённые в межевом плане участка.

Нередко возникают ситуации, когда такие границы требуют уточнения, например, территориальные споры с соседями. Процедура уточнения границ проводится кадастровым инженером по определённым правилам.

Общие сведения об установлении границ

Под установлением границ земельного надела понимают определение координат границ участка земли, на который оформлен единый кадастровый документ, а также конкретизацию размытых приграничных линий и фиксацию всех изменений в межевом плане участка.

Для чего необходимо?

Существуют различные причины, при наступлении которых установление границ придётся проводить в сжатые сроки (например, решение суда), что нередко приводит к ошибкам, поэтому ответственные землепользователи проводят установление до возникновения юридических проблем. Особенно если в нем явно есть необходимость.

Установление границ проводится в целях:

  • Прекращения разногласий с соседними землепользователями по поводу расположения смежных участков границ;
  • Предотвращения возможных юридических проблем при сделках с наделом земли в будущем;
  • Исправления ошибок, совершённых ранее кадастровой службой при определении границ данного надела земли;
  • Исполнения судебного решения об уточнении границ;
  • Удобства разделения надела (или объединения наделов) для различных целей.

Если сторона, имеющая претензию, не стала урегулировать вопрос путём переговоров об установлении или такие переговоры не принесли результата, то тогда установить границы может обязать суд.

Если собственник приобрёл надел земли, межевание которого проводилось много лет назад, то уточнение может существенно изменить карту участка, что особенно важно при определении места для строительства жилого дома.

Необходимость разбиения участка на более мелкие для различных целей также невозможно без предварительного установления границ.

Виды кадастровых работ по установлению границ

Все кадастровые работы разделяются на виды, и деятельность кадастрового инженера и геодезиста по уточнению границ относится к виду: работы по земельным участкам, проводимые при необходимости установлению границ надела земли.

По причине возникновения неточностей в межевом плане можно выделить два основных вида кадастрового установления границ надела земли:

  • Неточности возникли из-за ошибок в расчётах;
  • Неточности возникли по причине неверно проведённых ранее геодезических измерений или из-за изменившегося ландшафта.

В первом случае кадастровые работы по установлению границ сводятся к перепроверке расчётных данных в кадастровой палате и устранения допущенных неточностей в межевом плане, а во втором случае необходимо заново проводить все измерительные работы на земельном наделе.

Кадастровый специалист при проведении работ по уточнению границ осуществляет на участке следующие виды деятельности:

  • Измерение протяжённости границ;
  • Фотосъёмка;
  • Замер высот и низин;
  • Определение координат граничных точек.

При выполнении данных работ кадастровый инженер использует специальное оборудование, и при его установке на границах между участками важно предупредить соседей о такой установке заранее.

Правила установления границ надела

Установление граничных линий в межевых планах регулируется Федеральным законом № 221 «О кадастровой деятельности», Федеральным законом № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Земельным кодексом РФ (ЗК РФ).

Общие правила, применяемые при установлении границ надела земли, следующие:

  • Изменение площади надела земли после установления границ не может составлять более 10% от первоначальной площади при отсутствии территориальных претензий третьих лиц;
  • Если принято предварительное решение о предоставлении муниципального надела земли в пользование конкретному лицу, то такое лицо обязано организовать и оплатить все работы по установлению границ данного надела, согласно п. 15 ст 39.15 ЗК РФ;
  • Уточнённые границы наносятся на графическую часть межевого плана надела земли, в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона № 218.

Важно помнить, что все изменения границ должны согласовываться с землепользователями-соседями, использующими свои участки на правах:

При участии в спорах стороны должны предъявить документы, на основании которых они используют свои участки.

Процедура установления границ

Установления границ осуществляется непосредственно кадастровым инженером, который проводит необходимые измерения и расчёты. Для подачи заявления об установлении границ надела земли в кадастровую службу понадобятся следующие документы:

  • Кадастровый паспорт на данный надел;
  • Документ, на основании которого возникает право пользования наделом;
  • План застройки (если имеется);
  • Проект межевания;
  • Копия паспорта заявителя.

Документом, на основании которого используется надел, может являться свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д.

Порядок действий

Порядок действий при установлении границ надела следующий:

  1. Сбор всех необходимых документов;
  2. Подача заявления в кадастровую службу об установлении границ;
  3. Заключение договора на предоставление услуги по установлению границ;
  4. Определение сроков визита и порядка работы кадастрового инженера;
  5. Извещение соседей о предстоящих процедурах;
  6. Визит кадастрового инженера и проведение им необходимых измерительных геодезических работ;
  7. Обработка результатов измерений и проектирование нового межевого плана кадастровым инженером;
  8. Согласование проекта межевого плана с заказчиком и заинтересованными третьими лицами (соседями);
  9. Согласование проекта межевого плана в кадастровой службе;
  10. Внесение необходимых корректировок и утверждение нового межевого плана с изменёнными границами.

Во избежание конфликтов соседей лучше известить до прибытия кадастрового инженера, чтобы они могли изложить суть своих территориальных претензий (если таковые имеются) заявителю или непосредственно кадастровому инженеру, так как установления границ впоследствии через решение суда может привести к затягиванию процедуры уточнения границ на длительное время.

В договоре об оказании услуг необходимо перечислить весь перечень работ, которые будут выполнять кадастровые специалисты. Важно указать стоимость всего комплекса работ, результатом которых будет получение нового межевого плана.

В противном случае, соседние землепользователи, не согласные с новым межевым планом, могут написать исковое заявление в суд, и тогда все работы по уточнению придётся проводить заново за счёт ответчика.

Все вычислительные и измерительные работы проводятся кадастровым инженером и при необходимости корректируются в допустимых пределах.

Требования к проведению работ

Важно помнить, что устанавливать границы можно только для надела земли, состоящего на учёте в органах кадастра, иначе, если у надела нет кадастрового паспорта, необходимо проводить не установление, а первичное определение границ такого надела.

Все работы по установлению границ может проводить только кадастровый инженер, данные о котором присутствуют в государственном реестре (списке) кадастровых инженеров, который опубликован на сайте Росреестра.

Необходимо понимать, что кадастровому инженеру нужно предоставить всю документацию (кадастровую) на земельный надел, границы которого подлежат уточнению, и сообщить достоверные сведения о данном наделе. В противном случае кадастровый инженер имеет право отказаться от проведения геодезических работ на любой стадии процесса, согласно ч. 2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона № 221.

Затраты

Услуги по установлению границ земельного участка предоставляются различными организациями, формирующими цены на свои услуги исходя из особенностей региона и категории земли. Раньше стоимость уточнения границ надела земли на местности рассчитывалась как произведение цены за единицу площади (сотка) участка, где необходимо произвести уточнение, на стоимость такого уточнения по региону.

То есть для большинства садовых, дачных и других участков, находящихся в личном пользовании, стоимость уточнения границ будет зависеть только от региона и компании-подрядчика.

Стоимость услуг по установлению границ в некоторых регионах РФ для наделов земли, площадь которых не превышает одного гектара:

  • Московская область — от 15000 р.
  • Ленинградская область — от 12000 р.
  • Кировская область — от 16000 р.
  • Челябинская область — от 6000 р.
  • Нижегородская область — от 5000 р.
  • Самарская область — от 4800 р.
  • Курганская область — от 6500 р.
  • Тюменская область — от 8000 р.
  • Пензенская область — от 7000 р.
  • Пермский край — от 7500 р.
  • Новосибирская область — от 10000 р.

Итак, установление границ земельных наделов позволяют устранить разногласия с соседями по поводу смежных границ, а также избежать многих юридических проблем при осуществлении сделок с земельным наделом. Работы по установлению границ поверхности земельного участка должен проводить лицензированный кадастровый инженер, а стоимость такой услуги будет зависеть от региона.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/utochnenie-granic.html

Как осуществить определение границ земельного участка на местности

Установка границ земельного участка

Определение границ земельного участка на местности осуществляется в порядке оформления межевого плана надела.

Необходимость такой процедуры вызвана требованиями регулирующего законодательства о кадастровой деятельности и положениями ЗК РФ.

Межевание проводится при продаже участка, оформлении дарственной, получении права собственности.

Также, эта процедура может понадобиться при увеличении площади, уточнении границ, выделении нескольких частей из одного целого надела или объединении нескольких в один.

Что такое инструкция по межеванию

Чтобы упорядочить межевание и создать единые требования по определению и вынесению границ земельного участка на местности, была разработана инструкция по межеванию земель, утвержденная в 1996 году.

Положения такого документа действуют по сей день и указывают на основные моменты и правила, которых необходимо придерживаться, чтобы составленный межевой план имел юридическую силу и все требования законодательства были соблюдены.

Инструкция содержит основания для проведения межевания, порядок подготовительных работ, нормы по расчету и закреплению поворотных точек и допустимых погрешностях, положения по составлению документов и вынесению границ в натуру.

Как осуществляется вынос границ

Определение и вынос границ должно осуществляться в порядке, предполагающем обращение в уполномоченную на проведение таких работ компанию и выполнению действий в порядке, установленном положениями действующей инструкции по межеванию.

Поскольку всю основную работу проводит ответственный кадастровый инженер из той организации, куда направил свое обращение заказчик, стоит ответственно подходить к выбору той фирмы, с которой будет заключен договор на составление межевого плана и вынесения границ участка в натуру.

При определении того, к кому обратиться, необходимо учитывать, что сама процедура может проводиться на бесплатной основе, когда практически все затраты оплачиваются из средств федерального или государственного бюджета.

Однако такая возможность может иметь место только в результате проведения комплексных кадастровых работ по разработанной программе, действующей вплоть до 2020 года.

Если интересующий заказчика участок находится в составе района, где будут проходить подобные работы, то потребуется лишь обратиться в местный муниципалитет и предоставить пакет необходимой документации.

В большинстве случаев собственникам участков при возникновении необходимости определения границ и оформления плана приходится обращаться в коммерческие организации, оказывающие подобного рода услуги.

Расценки таких организаций приблизительно находятся в одной ценовой категории региона, но могут существенно отличаться в зависимости от характеристик участка, определяющих величину проводимых работ и их сложность.

При обращении в организацию стоит обращать внимание на наличие специального разрешения, выданного в качестве подтверждающего квалификацию, и возможность выполнять работы по межеванию и составлять документы.

Кроме того, список всех аккредитованных фирм и отдельных специалистов, которые имеют соответствующую документацию, содержится на сайте Росреестра, поэтому при наличии каких-либо сомнений в подлинности предоставленного разрешения, всегда можно проверить данные.

При направлении заявления на оказание услуг по определению границы участка в обязательном порядке заключается договор на оказание услуг. Только наличие такого документа предупредит возникновение ситуаций по недостаточно качественно выполненной работе или наличию ошибок при межевании.

Документы

Перед тем, как начать процедуру определения границ, потребуется предъявить документацию, что дает основания для проведения межевания и может предоставлять данные, которые потребуются кадастровому инженеру, выполняющему работу.

К тем документам, которые необходимо будет подать, относятся следующие:

  • Паспорт заявителя, который дает основание на проведение процедуры в качестве пользователя участка или его собственника;
  • Заявление на проведение работ;
  • Документы, устанавливающие право собственности участком или пользования им;
  • Документ, отражающий основание для возникновения права собственности;
  • Кадастровый паспорт, если для данного надела он уже оформлялся;
  • Выписка из земельного кадастра, содержащая основные характеристики участка.

Кадастровый инженер может также затребовать некоторые документы дополнительно или же направить запросы в государственные органы для получения информации, которая будет необходима ему в процессе выполнения обязательных действий, предписанных инструкцией.

Доверенность

В некоторых ситуациях проведение кадастровых работ заказывает непосредственно заинтересованное лицо, а иногда такую процедуру по ряду причин осуществляет его доверенное лицо (невозможности явиться лично, отсутствии времени и т.д.).

Аналогично с этим все последующие присутствия в процессе обязательных процедур также могут сопровождаться посещением их на самого собственника или пользователя, а другого лица.

Во всех таких случаях потребуется доверенность на представление интересов, которая в обязательном порядке заверяется нотариусом, осуществляющим свою деятельность на территории РФ.

Такая доверенность прикладывается к списку всех основных документов и дает возможность осуществлять те действия, перечень которых отражен в ее содержании.

Порядок межевания

В процессе определения границы инженер, ответственный за выполнение работ, осуществляет действия, порядок и содержание которых определяется положениями ФЗ «О кадастровой деятельности» и пунктами инструкции по межеванию.

Так, порядок межевания выглядит следующим образом:

  • Получение необходимой информации по участку, дополнительное направление запросов и предоставление недостающих данных, содержащихся в межевых планах и кадастровых паспортах как интересующего заказчика участка, так и наделов, непосредственно примыкающих к нему;
  • Проведение анализа полученной информации, произведение расчетов на основании полученных теоретических данных;
  • Выезд на территорию расположения участка для проведения дополнительных замеров, корректировки расположения поворотных точек и проведения межи участка;
  • Проведение согласования границы с собственниками или пользователями соседних наделов. Предварительно одним из возможных способов (не позднее, чем за 30 дней до самого согласования) все заинтересованные лица оповещаются.Если по вине исполнителя кто-либо из соседей не получил информацию по поводу проводимого согласования, данный факт будет означать невозможность составления акта, поскольку при инициировании любого разбирательства по спорам относительно границы суд встанет на сторону лица, не уведомленного о такой процедуре.Если же заинтересованные лица получили извещение, но не явились в назначенное время и при этом не выразили протеста относительно проходящей межи, такой факт дает возможность оформления акта согласования без их присутствия и документ будет иметь юридическую силу;
  • Проставление вех – обозначений, которые фактически представляются в виде вынесенных в натуру поворотных точек границы надела.При необходимости (если протяженность линий достаточно велика) проставляют дополнительные отметки, но не чаще, чем 1 метр друг от друга.Переставлять такие вехи или изменять конфигурацию границы надела строго запрещено – такие действия могут быть расценены как самозахват территории или посягательство на чужую собственность, за что могут привлечь к ответственности;
  • Окончательное оформление межевого дела, включающего в себя межевой план участка;
  • Представление информации по наделу в единую кадастровую базу РФ;
  • Оформление кадастрового паспорта на участок. Такое действие заявитель уже может осуществлять самостоятельно, предоставляя заявление в Росреестр посредством личного визита, почтой или направив документы в ближайший многофункциональный центр.

В результате проведения работ заказчик получает на руки межевое дело, где, собственно, и находится документ, для наличия которого были выполнены все необходимые действия кадастровым инженером.

После того, как документ предоставляется заказчиком, он имеет возможность осуществлять в рамках законодательства все те действия, какие были невозможны при отсутствии утвержденных границ участка – продавать его, оформлять дарственную, получать право собственности, ставить на учет и т.д.

Сроки

Сроки проведения межевания будут зависеть от таких факторов:

  • Полноты наличия необходимой документации по участку;
  • Времени года (при достаточно плохих погодных условиях проведение работ на местности может быть затруднено);
  • Наличие споров между соседями относительно проходящих границ участка. Если есть разногласия, возможно придется направлять обращение в суд, а судебное разбирательство может занимать очень много времени;
  • Размер участка и его конфигурация;
  • Наличие уже согласованных границ прилегающих участков и т.д.

В целом же процедура межевания осуществляется во временной промежуток от 1 до 6 месяцев.

Как определить самостоятельно

Проведение межевания связано с дополнительными затратами в форме оплаты геодезической организации. Многие собственники участков, желая сэкономить, задаются вопросами как определить границы самостоятельно.

Такое действие нельзя осуществлять без наличия специального разрешения, которое выдается организациям и инженерам.

Смотрите интересный видеоматериал в котором рассказано зачем и как происходит установление границ земельного участка на местности.

Заключение

Итак, проведение межевых работ заключается в выполнении определенных действий, установленных инструкцией по межеванию.

Выполняя такие работы, инженер может столкнуться с трудностями в форме недостающей информации, отсутствия согласия на прохождение межи от соседей и т.д. То, как быстро будут решены подобные вопросы, зависит от опыта его работы и уровня квалификации.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/opredelenie-na-mestnosti

Что делать, если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями?

Установка границ земельного участка

Что же делать, если границы земельного участка не установлены? Этим вопросом задаются многие владельцы собственники недвижимости. Прочитав статью, вы узнаете про все аспекты легального оформления границ земельных участков. Также в данном материале содержатся актуальные советы о том, как успешно провести межевание границ и согласовать границы с соседями.

статьи:

«Граница земельного участка не установлена» – что это означает и каковы последствия?

Перед постановкой на кадастровый учёт своей собственности владелец земельного участка должен предоставить в уполномоченный орган целый пакет документов.

Одним из важных приложений к заявлению при регистрации земли является акт согласования земельных границ с другими землепользователями. Этот документ составляется во время замеров при межевании.

Однако бывают случаи, когда по невнимательности землевладельцев или кадастровых инженеров данный акт упускается из виду. Как результат оплошности, земельный участок остается без надлежащим образом оформленных границ.

В таких случаях возможны посягательства на собственность лица со стороны недобросовестных соседей. Кроме того,земельный участок без установленных границ может представлять интерес и для третьих лиц, которые возможно воспользуются ситуацией и начнут проведение работ на якобы «бесхозяйной» земле. Чтобы то ни было, собственник вправе в каждом случае обратиться в суд за защитой своих прав.

Как указывает ФЗ №221 от 24 июля 2007 года, сведения в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность являются главным средством для регуляции границ земельного участка.

Продажа участка без границ в силу высокой вероятности возникновения споров о праве собственности представляет особую сложность.

Если, таким образом, кадастровый паспорт объекта недвижимости будет гласить о неустановленных границах недвижимости, следует немедленно решать вопрос о проведении межевания.

Граница земельного участка не установлена – что делать?

Во время продажи земельного участка со всеми правоустанавливающими документами, оформленными в надлежащем порядке, вполне могут возникнуть непредвиденные сложности.

Подавая документы для регистрации, собственник земли может получить отказ от сотрудника кадастрового органа.

Поводом для отказа в регистрации договора купли-продажи в данном случае может выступить факт отсутствия определённых и оформленных границ участка.

Неудивительно, что подобные проблемы могут вызвать разногласия и споры с определением общих границ участков с соседями. Каждому гражданину в соответствии с Конституцией и процессуальным законодательством гарантируется судебная защита его прав.

Но, отсутствие в кадастровом паспорте объекта отметки о правомерно оформленных границах сильно снижает шансы выиграть дело о защите своего права собственности на спорном участке.

В силу отсутствия элементарных знаний по землеустройству многие землевладельцы попадают в такие невыгодные ситуации. В каждом кадастровом паспорте указывается детальная схема земельного участка.

Однако для определения четких границ земли этого мало. Установление границ подразумевает, в первую очередь, их однозначную идентификацию, привязку к географическим координатам и определение положения по отношению к смежным участкам.

Соблюдение указанных трёх требований считается достаточным.

Ведомость границ в кадастровом плане наряду со схемой земельного участка считаются основными элементами правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Ведомость границ содержит в себе информацию о протяженности всех границ с указанием дирекционных углов и геодезических данных и устанавливает точное расположение земли на местности.

Наличие этой информации обеспечит выигрыш в суде по любым земельным спорам.

Как поступить, если запись о границах не отображена в кадастровых документах?

Если у землевладельца нет споров с соседями насчет границ и если нет желания совершать сделки с землёй (купля-продажа, дарение, аренда и т.п.

), то факт отсутствия ведомости границ в кадастровом паспорте не будет создавать какие-либо неудобства для собственника.

Однако такое положение дел не считается правомерным, так как земля считается собственностью, и вся документация на неё должна быть в полном порядке.

Причиной обсуждаемой проблемы больше всего выступает элементарная невнимательность человека. Если прежние землепользователи провели процедуру кадастрового учета собственности без проведения межевания, то проблемы возникнут у нынешнего владельца земли.

Чтобы не дать старт бесконечным спорам с собственниками соседних участков, следует провести межевание в установленном законом порядке. Порядок проведения межевания и юридические требования к этому мероприятию отражены в ФЗ №78 «О землеустройстве».

Итак, каков же порядок действий для легального установления границ земельного участка? Решение обсуждаемой проблемы – обращение в лицензированную геодезическую фирму для проведения межевания границ.

Проведению геодезических работ будет предшествовать заключение договора, в котором будут обговорены все условия работы специализированной фирмы. Результатом работы специалистов-геодезистов будет межевое дело.

Именно на основе данных этого документа орган, регистрирующий права собственности на земельные участки, внесёт поправки в кадастровый паспорт объекта.

После завершения всего комплекса измерений на участке геодезисты составляют межевое дело в двух экземплярах.

Если один из них надо будет направить в кадастровый орган, то второй оригинальный экземпляр собственник должен хранить у себя.

Межевой план должен полностью соответствовать установленному государством образцу. Указание на дату проведения процедуры определения границ обязательно.

Как вносятся изменения в кадастровый паспорт?

После завершения межевания, собственник должен написать в кадастровую палату заявление об изменении кадастрового паспорта с приложением всех документов (таких, как старый кадастровый паспорт, межевое дело, акт согласования). Оплачивается установленная государственная пошлина.

По итогам рассмотрения обращения лица ему выдаётся кадастровый паспорт земли нового образца с актуальными сведениями о границах участка. Вся процедура по узакониванию границ не представляет особого труда и проводится в краткие сроки (примерно месяц). Больше всего затруднений может возникнуть при получении согласия соседей.

Согласие соседей на установление границ

Если между соседями нет разногласий по поводу границ, то составляется акт согласования. При этом следует отметить, что согласие соседей при составлении акта согласования должно быть письменным.

Устное согласие соседей на установленные границы не будет считаться действительным и повлечет за собой ничтожность межевого плана. Но если имеется спор, то решать проблему придётся через суд.

Из-за того, что доказательственная база по спорам по установлению границ очень скудная, то судебные тяжбы могут продлиться довольно-таки долго.

«Соответствие требованиям земельного законодательства» – что значит эта формулировка?

Если границы земли не оформлены, то в кадастровый паспорт будут внесены записи именно с такой формулировкой – границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Это означает, что межевание границ не проводилось.

Приказ Минюста от 18 февраля 2008 года №32 законодательно закрепил, что указанная выше формулировка должна быть внесена в графу 17 кадастрового паспорта объекта в случае отсутствия информации в государственном реестре учета земель о границах.

Но такая запись может быть закреплена в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность и даже если имеется межевой план участка с четко определёнными границами. Вероятнее всего в таких случаях допущена кадастровая ошибка.

Сотрудники кадастровой палаты могут по невнимательности перепутать данные и внести ошибочные сведения.

ФЗ от 24 июля 2007 года №221 гласит, что кадастровая ошибка будет исправлена, если будут предоставлены документы, указывающие на надлежащее оформление границ (в нашем случае, это межевое дело с подробной схемой границ земли).

Запись в пункт 17 кадастрового паспорта может быть внесена, если межевое дело составлено неверно и с отклонением от установленного образца. В подобных ситуациях органы кадастрового учёта не будут вносить изменения в паспорт объекта.

Ввиду этого, всем собственникам настоятельно рекомендуется внимательно ознакомиться с межевым делом. Недвижимость без установленных границ подобна «коту в мешке» — высок риск возникновения споров по поводу общей площади земельного надела.

Поэтому при первом же обнаружении записи о неустановленных границах в кадастровом паспорте стоит незамедлительно начать операции по межеванию земель и обратиться в органы государственного кадастрового учета для решения этой проблемы. Теперь хотелось бы подробнее поговорить о решении таких вопросов в суде.

Что говорит судебная практика?

Неустановленные границы земельного участка не препятствуют защите права собственности 20 октября 2015 года судебной коллегией Верховного суда РФ было вынесено определение по гражданскому делу о споре по неустановленным земельным участкам. Судебный орган пришел к выводу, согласно которому собственник земельного участка без установленных границ вправе требовать устранения нарушения своих законных прав от любых лиц.

Лицо подало в суд иск с требованием обязать ответчика перенести забор и устранить препятствия в пользовании землёй. В качестве обоснования своих требований он указал, что он является собственником спорного земельного участка.

Ответчик по делу имел в собственности смежный земельный участок. Ответчик незаконным образом перенёс по левой межевой границе забор на 1,5 метра и установил ограждения на участке истца.

Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Однако вышестоящая инстанция прежнее решение отменила. Мотивировкой для принятия данного решения выступило положение, что границы земельных участков истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями закона. Ввиду этого, решение суда первой инстанции признано необоснованным и незаконным.

Далее Верховный суд аргументы апелляционного суда не принял и вернул дело для рассмотрения заново в апелляционный суд.

Обоснованием для такого вывода высшей судебной инстанции послужили следующие доводы.

В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для следующих категорий земель границы считаются установленными согласно законодательству:

  • земельные участки, кадастровый учет которых проводился до принятия вышеприведенного ФЗ;
  • земельные участки без кадастрового учета, но с легально зарегистрированным правом собственности.

Эти земли считаются учтенными, а их границы – определенными.

Таким образом, вердикт Верховного суда был таков:

«Не считается препятствием для правовой защиты собственниками прав и законных интересов неустановление границ земель. В таких случаях, инструментом защиты права будет считаться иск с требованием об устранении преград во владении и пользовании земельными участками».

Несмотря на то, что суд возлагает на ответчика обязанность по принятию мер для устранения преград для пользования земельным участком, он имеет, в свою очередь, предъявить самостоятельный иск с целью установления границ своего земельного участка.

Вышеописанный случай из правоприменительной практики наглядно показывает, что суд в таких ситуациях занимает благоприятную для добросовестных землевладельцев позицию при защите прав в спорах с агрессивными соседями.

Кроме того, описанный эпизод из судебной практики даёт ясно знать, что неопределённость границ земельных участков может нести негативный резонанс для любой стороны.

Определение границ недвижимости по всем правилам земельного законодательства будет положительным образом влиять на целость и сохранность частной собственности.

сюжет расскажет, как правильно определяются границы земельных участков

Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/chto-delat-esli-granicy-zemelnogo-uchastka-ne-ustanovleny-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami.html

Согласование межевого плана границ земельного участка / Документы / Госуслуги Москвы

Установка границ земельного участка

Согласование межевого плана границ земельного участка

    • Физические лица, Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
    • Индивидуальные предприниматели,
    • Юридические лица, и законные представители
    • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
    • Электронный образ документа, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (заявителей),
    • Электронный образ межевого плана границ земельного участка в формате QNT,
    • Электронный образ сведений о координатах точек земельного участка
    • Юридические лица, при подаче запроса в электронной форме с использованием Портала предоставляют электронные образы документов, подписанные электронной подписью.

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц. Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решенийи действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц:

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Департамента и его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП “О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве”, Административным регламентом предоставления услуги.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.3.2. Требования от заявителя:3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента и работников Государственного казенного учреждения города Москвы “Московский центр недвижимости” рассматриваются руководителем Департамента или уполномоченным заместителем руководителя Департамента.Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП “О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве”.(в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 272-ПП)5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).5.2. Почтовым отправлением.5.3. С использованием Портала.5.4. С использованием официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.6. Жалоба должна содержать:6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.6.7. Требования заявителя.6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).6.9. Дату составления жалобы.7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:9.1. Отказа в приеме документов.9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.11. Решение должно содержать:11.1. Наименование органа исполнительной власти, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).11.11. Порядок обжалования решения.11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).14.5. Жалоба не позволяет установить те решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных им организаций, которые обжалуются (не определен предмет обжалования).15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.15.4. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.16. Решения об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее 5 дней со дня регистрации жалобы письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.(в ред. постановления Правительства Москвы от 06.06.2016 N 305-ПП)19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.21. В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административных правонарушений или уголовных преступлений соответствующие материалы должны быть направлены в органы, уполномоченные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам, в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством срока рассмотрения жалобы).

Источник: https://www.mos.ru/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000010000143100/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.