Техпаспорт нового образца

С 1 ноября всех водителей ждет важное изменение. разбираемся в нюансах :

Техпаспорт нового образца

С 1 ноября 2020 г. Россия полностью перейдет на оформление исключительно электронных паспортов технических средств (ЭПТС). При этом бумажный аналог свое существование не прекратит — автовладельцы сами решат, менять документ на электронный или нет.

Решение о запуске ЭПТС было принято Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) несколько лет назад, а исполнителем идеи в России выступил Минпромторг. В процедуре получения электронного ПТС участвуют страны Таможенного союза: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения.

Отвечаем на главные вопросы автомобилистов с помощью экспертов АО «Электронный паспорт» (разработчиков ЭПТС).

Что будет с бумажным ПТС?

После 1 ноября хождение бумажного ПТС не ограничат — документами можно будет пользоваться, как и раньше. А вот на новые производимые в России автомобили, а также на ввозимые в обязательном порядке будут оформлять только ЭПТС.

Кто вообще оформляет ЭПТС?

Для оформления ЭПТС есть два основных способа. В первым случае это делает организация-изготовитель автомобиля — например, Volkswagen Group Rus или «АвтоВАЗ».

Во втором случае, если технику не производят, а ввозят в Россию, оформлением занимаются так называемые уполномоченные организации — официальные импортеры.

К примеру, автомобили Jaguar производят только за границей, и ЭПТС на него может оформить российское представительство марки.

 Global Look Press

Что касается дилеров, у которых с недавнего времени можно поставить на учет новые автомобили, то непосредственного участия в оформлении ЭПТС они не принимают.

«Дилеры ЭПТС не оформляют: они лишь находятся в цепочке операций, — уточнили в АО «Электронный паспорт» в беседе с Autonews.ru. — Так, автосалону могут сообщить, что на автомобиль оформлен ЭПТС, потом собственником становится дилер, что также указано в документе, а когда машину покупает клиент, данные о новом собственнике также появляются в ЭПТС».

В случае, если автомобиль ввозит в Россию физлицо, ЭПТС будет оформлять испытательная лаборатория.

Какие данные есть в ЭПТС?

В ЭПТС содержатся самые подробные данные об автомобиле: масса, мощность двигателя и другие технические характеристики, VIN-номер, данные о пробеге, сведения о прохождении техосмотра, наличие каких-либо ограничений при покупке/продаже, которые вносят банки, лизинговые компании. Постепенно этот список будет расширяться, например, появятся данные от судебных приставов или информация о внесении изменений в конструкцию — от ГИБДД.

  Минпромторг РФ

Информация ЭПТС хранится в отдельной системе электронных паспортов. Каждый участник системы ЭПТС имеет возможность вносить информацию в документ в рамках своего доступа и компетенций, определенных отдельным постановлением правительства.

Например, оператор техосмотра может внести сведения о результатах ТО, дилеры вносят сведения о прохождении техобслуживания и продаже автомобиля, сотрудники ГИБДД — сведения о проведении регистрационных действий и свои особые отметки.

Все эти процессы максимально автоматизированы и данные оперативно обновляются.

А вот информации о страховых полисах в документе нет. Дело в том, что данные о страховках содержатся в информационной базе Российского союза автостраховщиков (РСА) — с ней у ЭПТС налажен обмен данными. Так, страховщики для оформления своих продуктов, используют данные из ЭПТС, получая их по запросу.

Также все владельцы (производители, физлица, автосалоны) могут вносить данные о цене автомобиля. То есть теоретические можно посмотреть, за какую сумму машину приобрел прошлый владелец и оценить ее адекватность. Правда, этот пункт полностью «добровольный».

«Такая подробная база особенно важна для дилеров — они продают новый автомобиль с ЭПТС обслуживают его, ремонтируют, оценивают состояние, через пару лет у такого экземпляра уже богатая история, а когда владелец придет эту машину продавать тому же дилеру или приедет сдать ее в трейд-ин, то всем будет проще договориться, потому что вся «белая» история будет налицо», — считают разработчики.

Что удобнее: бумажный или электронный ПТС?

При оформлении документа в ГИБДД есть огромная разница между бумажным и электронным ПТС, уверены разработчики. Так, электронный вариант содержит больше информации, вносить в него данные удобнее. При этом возможности для каких-либо технических ошибок практически исключены.

  Shutterstock

«Вот гражданин купил машину в дилерском центре и пришел в ГИБДД, чтобы поставить автомобиль на учет, — приводит пример управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.

 — Если у покупателя обычный бумажный паспорт, то сотрудник берет этот ПТС и начинает перепечатывать всю информацию из него к себе в систему.

А вот если паспорт электронный, то инспектор ГИБДД в своей системе просто набирает идентификационные номер, и абсолютно вся информация об автомобиле загружается из этого ЭПТС».

Если раньше в случае ошибки при заполнении ПТС они в дальнейшем так и висели «хвостом» за этим автомобилем, то в случае с ЭПТС сотрудник ГАИ не имеет права проводить какие-либо коррекции, так как за достоверность сведений ответственность несет производитель (импортер).

«Есть некоторые доступные для инспектора поля, но, например, поменять VIN-номер, мощность мотора — невозможно. Эти данные вносит завод-производитель и исправить это невозможно — это запрещено технически и законодательно», — объясняет Ионов.

По словам экспертов АО «Электронный паспорт», для ГИБДД в целом ЭПТС позволяет серьезно сэкономить время на обработку данных. «Не надо ксерокопировать бумажный ПТС, ставить печати, впечатывать в документ какие-то данные, — уточняют разработчики».

Как формируется история автомобиля?

Доступ к данным из ЭПТС можно получить, авторизовавшись в ней под своей учетной записью на Госуслугах. В этой системе можно уже сейчас заказать выписку из любого ЭПТС — услуга стоит 250 рублей, при этом выписка на свой собственный автомобиль направляется собственнику безвозмездно. Выписка будет содержать лишь официальные технические данные без информации о владельце.

 Global Look Press

С самого начала жизненного цикла автомобиля и оформления ЭПТС формируется история автомобиля в которой исключены какие-либо пробелы.

Это возможно только при условии, если автовладелец будет пользоваться услугами официальных дилеров, а в случае ДТП — вызывать ГИБДД или же передавать информацию о страховых случаях своему страховщику.

По мере оформления ЭПТС на все большее количество автомобилей и насыщения данными их историй, по каждому транспортному средству можно будет получать официальный расширенный аналог отчетов по истории автомобиля, которые сейчас предлагают специализированные сайты.

«ДТП, ремонт, страховые случаи, а в дальнейшем еще и изменения в конструкцию, все это будет в истории автомобиля, — объясняет Ионов.

 — При этом данные о предыдущих собственниках будут доступны только владельцу машины.

То есть, если вы выбираете машину на вторичке и заказываете такой отчет, увидеть, сколько у нее было владельцев и кто это был, невозможно. Первым собственником будет указан сам производитель, на этом все».

Что будет с данными владельцев? 

Сведения о собственнике в ЭПТС внести можно, но делается это добровольно — при желании самих текущих и прошлых собственников. При этом в АО «Электронный паспорт» считают необходимым сделать этот пункт обязательным.

«Если бы указание собственника в ЭПТС было обязательным, проблем было бы меньше. Можно было бы оформлять электронные договоры купли-продажи, эффективнее организовывать отзывные компании», — считают в АО «Электронный паспорт».

Там обратили внимание на то, что в ГИБДД также не видят сведений о собственниках — эти данные в ведомстве предпочитают проверять в собственной базе.

Выгоден ли ЭПТС угонщикам?

Разработчики уверены, что в текущей ситуации для угонщиков не важно, какой ПТС оформлен на автомобиль — электронный или обычный. При попытках провернуть мошеннические схемы в ГИБДД они никак не смогли бы скорректировать информацию о владельце и указать там другого человека.

«При этом, как мы рассказывали, в не во всех ЭПТС отражены сведения о собственнике, а если бы они были, то в ГИБДД тем более увидели бы, что собственник совсем другой, а не тот, который, например, указан в поддельном договоре купли-продажи», — подытожил Ионов.

Как ЭПТС поможет при покупке/продаже?

Владелец компании по подбору подержанных автомобилей Help Buy Auto Павел Будяков заявил, что ЭТПС как инструмент был необходим уже давно.

Он объяснил, что в бумажном ПТС уже перестали помещаться нужные отметки об истории автомобиля.

Автомобилистам с такими документами приходится оформлять новые ПТС, которые на вторичном рынке расценивают как дубликаты и доверия к ним гораздо меньше. В итоге автовладельцам приходится снижать цену.

Эксперт уверен, что информация из ЭПТС поможет покупателям составлять более полное и правильное впечатление об автомобиле и очистит рынок от части недобросовестных продавцов. Тем не менее он советует рассматривать этот инструмент только как один из способов проверки.

 РБК

«Всегда будут люди, которые, например, въедут в дерево, вызывать ГИБДД не будут, а машину отремонтируют в сером сервисе, и этой информации не будет нигде, — привел пример Будяков. — Также я бы обращал внимание на частоту отметок в ЭПТС. Если информация о необходимых технических работах появляется регулярно — такому варианту можно доверять больше. И наоборот».

Эксперт уверен, что рынок подержанных автомобилей станет гораздо более цивилизованным, если цены будут прописывать в ЭПТС в обязательном порядке.

В свою очередь директор по продажам «Авилон.Автомобили с пробегом» Антон Демкин заявил Autonews.ru, что, чем прозрачнее будет ЭПТС, тем выше будет и стоимость автомобиля. При этом, по его словам, новый инструмент поможет значительно упросить процедуру покупки автомобиля.

«Так, в частности, при приобретении автомобиля с пробегом всегда важно проверять его по VIN-коду.

При покупке у неофициальных дилеров есть вероятность столкнуться с таким мошенничеством, как подмена VIN-кода в объявлении, — объяснил эксперт.

— Так мошенники скрывают возможные ограничения, залоги, ДТП, в которых участвовал этот автомобиль. Они подбирают VIN-код от аналогичного автомобиля с хорошей историей. ЭТПС позволит это исключить».

Источник: https://www.autonews.ru/news/5f79da989a794774af2c5c64

Электронный паспорт

Техпаспорт нового образца

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев.

После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные.

Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении.

Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте.

С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей.

Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД.

Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции.

А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку).

С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов.

Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено.

И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать.

[attention type=red]
По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту.
[/attention]

Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия.

Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года.

В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце.

Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку.
Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители.

Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится.

Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС.

А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки.

[attention type=yellow]
Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться.
[/attention]

Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта.

Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины.

Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Как получить электронный паспорт транспортного средства?

* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru

Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/epts

Электронный ПТС с 1 июля 2018 г. Началось! — DRIVE2

Техпаспорт нового образца

BumbleBee: «Не водитель выбирает машину, а машина водителя. Между ними образуется мистическая связь. Можешь мне не верить, но я говорю правду…»

Статья из Авторевю №13 2018 г.
Электронный ПТС: как это работает?

AP #13 2018 г.

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

ЭПТС

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев.

После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Полный размер

ПТС образца 1993 г.

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные.

Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении.

Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

ЭПТС

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте.

С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей.

Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД.

Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции.

А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку).

С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов.

Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено.

И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать.

[attention type=red]
По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту.
[/attention]

Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия.

Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года.

В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце.

Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку.
Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители.

Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится.

Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС.

А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки.

[attention type=yellow]
Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться.
[/attention]

Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта.

Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины.

Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».
(Игорь Владимирский)
Как получить электронный паспорт транспортного средства?

Полный размер

Варианты оформления ЭПТС * Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru

Источник: https://www.drive2.ru/b/506650835984318536/

Что такое техпаспорт на машину, зачем нужен и почему его иногда путают с другими документами?

Техпаспорт нового образца

При приобретении транспортного средства владелец должен четко представлять, какие документы необходимо оформить для законной его эксплуатации. В советские времена единым правоустанавливающим документом был Технический паспорт автомобиля.

Сегодня в соответствии с Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 в двух документах – свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорте транспортного средства (ПТС) – содержатся технические характеристики машины и данные о его владельце. Поэтому часто возникает путаница, какой документ считать техпаспортом машины. Разберемся с этим вопросом и ознакомимся с фото.

Что это такое — технический паспорт автомобиля?

В советские времена существовал единый документ на машину – Технический паспорт автомобиля. Это был правоустанавливающий документ, содержавший сведения о технических характеристиках транспортного средства, сведения о постановке на регистрационный учет в Госавтоинспекцию и принадлежность его конкретному человеку.

Также он являлся документом, дающим право на эксплуатацию автомобиля. Владелец машины был обязан иметь при себе техпаспорт, предъявлять его по требованию инспектора ГАИ.

Техпаспорт выполнял функции, которые сегодня разделены между двумя обязательными документами на машину – свидетельством о регистрации транспортного средства и паспортом транспортного средства.

Как выглядит этот документ на транспортное средство времен СССР?

Советский техпаспорт на машину представлял собой небольшую серую книжечку, имевшую водяные знаки, серию и номер на каждой странице.

  1. На первой странице вписывались общие данные автотранспорта (марка; год выпуска; номера двигателя, кузова и шасси; основание выдачи и регистрационные знаки), все это заверялось печатью Госавтоинспекции.
  2. На второй странице дублировались данные о марке, номерах шасси, кузова и двигателя, регистрационные знаки, указывался цвет машины, ФИО владельца и его местожительства.
  3. На следующих страницах была разметка о снятии и постановке на учет, куда вписывались данные последующих владельцах машины. Все записи заверялись подписью и печатью Госавтоинспекции.

Ниже представлено фото, показывающее, как выглядел образец советского технического паспорта на автомобиль:

Птс и технический паспорт тс – в чем разница и почему их путают?

Часто техпаспортом называют паспорт транспортного средства (ПТС), который был введен в обращение Постановлением Правительства России от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств». Этот документ, содержащий сведения о технических характеристиках транспортного средства, необходим для купли-продажи, постановки на учет и подтверждения права собственности.

и форма ПТС очень похоже на советский техпаспорт. Оба документа дают полную информацию о технических характеристиках машины, предназначены для ее идентификации. Как ранее в советский техпаспорт, так и сегодня в ПТС вносятся все изменения о собственнике автомобиля.

Эти сходства, а также слово паспорт в названии ПТС зачастую приводят к подмене понятия на техпаспорт. ПТС является обязательным документом, необходимым для совершения любых юридических действий с транспортом.

Однако для ежедневного пользования автомобилем этот документ не требуется.

Птс и стс – это один документ?

ПТС и СТС это два отдельных документа, которые обязан иметь владелец транспорта.

СТС подтверждает законность владения автотранспортом и дает право на его эксплуатацию. Свидетельство о регистрации ТС – бланк строгой отчетности, имеющий защитную голограмму, серию и номер, имеет вид розовой пластиковой карточки размером 8х11,5 см:

  1. На лицевой стороне свидетельства указаны: регистрационный номер автомобиля, технические данные автомобиля (ВИН код; марка и модель авто; дата выпуска; категория ТС, номер шасси или рамы; номер кузова; объем и мощность двигателя; цвет машины; масса ТС без нагрузки).
  2. На оборотной стороне указываются фамилия, имя и отчество владельца, адрес его регистрации, отделение ГИБДД, в котором автомобиль поставлен на учет, и дата выдачи.

Фото, как выглядит свидетельство о регистрации ТС:

Паспорт транспортного средства выдается при покупке нового автомобиля и передается его последующим собственникам. Если транспорт ввезен из-за границы, то паспорт выдается таможенным органом. При утере этого документа для его восстановления необходимо обратиться в ГИБДД.

Паспорт транспортного средства – это бланк строгой отчетности, имеющий несколько степеней защиты в виде голограммы; водяных и объемных знаков. Бланк имеет уникальную серию и номер. Имеет формат А4 и светло-голубой цвет.

Фото, как выглядит паспорт транспортного средства:

Общее в этих документах следующее:

  • СТС присваиваются уникальные серия и номер, которые проставлены в ПТС;
  • в СТС дублируются технические характеристики автомобиля, указанные в ПТС (марка и модель авто; тип и категория; год производства; номера кузова, шасси; цвет; мощность и объем двигателя; данные о собственнике).

Отличия ПТС и СТС:

  • В СТС указаны государственные регистрационные знаки, а в ПТС – нет.
  • СТС выдается на одного владельца авто, и требуется его замена при смене собственника. А в ПТС можно внести запись о шести собственниках автомобиля.
  • ПТС подтверждает производство машины на заводе-изготовителе, а СТС дает право на его эксплуатацию.
  • ПТС дает данные о транспортном средстве, а СТС о ее регистрации в ГИБДД.
  • ПТС содержит полную информацию об автомобиле, СТС – краткую.
  • Владелец при использовании машины обязан иметь при себе свидетельство о регистрации, а ПТС – нет.

Внимание! Паспорт транспортного средства рекомендуется хранить в надежном месте для защиты себя от мошенничества и других противоправных действий в отношении Вашего имущества.

Зачем нужен владельцу авто?

Так как техпаспорта в РФ более не актуальные, то поговорим о документе, который является его последователем. Это СТС. Свидетельство о регистрации транспортного средства дает право на его эксплуатацию. При покупке автомобиля нового или подержанного владелец должен в десятидневный срок поставить авто на учет и получить свидетельство о регистрации.

Нарушение сроков постановки на учет автомобиля согласно п.1 ст. 19.22 КоАП влечет за собой административную ответственность.

При эксплуатации машины владелец обязан иметь при себе СТС и предъявлять его по требованию инспектора ДПС для проверки, согласно п. 2.1.1 статьи 2 ПДД. По этому документу можно проверить следующую информацию:

  • кто является собственником ТС;
  • имеются ли неуплаченные штрафы;
  • не числится ли ТС в угоне.

СТС необходимо предъявлять для оформления полиса ОСАГО, для получения кредита в банке с использованием транспортного средства в качестве залога.

При смене владельца авто, порче документа, смене фамилии или имени, места регистрации владельца, перекраске автомобиля, окончании срока действия СТС подлежит замене в ГИБДД. Срок действия свидетельства установлен 10 лет.

Как видим, понятие техпаспорт осталось со времен СССР, когда использовался единый документ – Технический паспорт автомобиля. Ни СТС, ни ПТС не являются по своему предназначению полной заменой существовавшего документа.

Но с учетом регистрационной функции СТС и необходимости его обязательного наличия при эксплуатации автомобиля оно ближе к понятию техпаспорта.

Чтобы не вносить путаницу, лучше использовать понятия, которые закреплены законодательно – это СТС и ПТС.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/uchet-v-gibdd/kak-postavit-mashinu-na-uchet/dokumenty-dlya-p/pts/tehpasport.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.