Суть приватизации

Приватизация — что это и как работает

Суть приватизации

Взаимоотношения общества с государством принимают различные формы. Приватизация – одна из таких форм, которая является глобальным процессом. Охватывает большинство стран мира.

1. Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • коммерческие компании;
  • домохозяйства;
  • люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • на сокращение государственного сектора;
  • на перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • промышленные предприятия;
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • земля;
  • жилой фонд.

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • не менее 2-х участников процесса;
  • один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учетом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

Приватизация символизирует переход от социального строя к капитализму.

2. История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 году для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в ЯпонииВ Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

3. Приватизация в Россия

Начало процесса приватизации официально заявлено в 1990 году.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 году, а также в 1992 году от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • фактическая – 25 рублей;
  • номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 года.

Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги.

Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 году.

Запрещены к приватизации:

  • трубопроводы;
  • автомобильные дороги общего пользования;
  • шельф;
  • а также недра;
  • лесной фонд;
  • телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 году произошел второй этап приватизации. Он проведен перед выборами президента 1996 года.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • торговля: оптовая, а также розничная;
  • предприятия легкой промышленности;
  • сфера строительства;
  • предприятия пищевой промышленности;
  • общественного питания;
  • и переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 года представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками.

Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты.

Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

4. Плюсы приватизации

Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.

Некоторые плюсы приватизации:

  • бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
  • бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал;
  • создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
  • экономическое пространство для формирования конкуренции.

Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 года. Принят закон Государственной Думой в 2001 году 30 ноября.

Закон 2006 года федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.

5. Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 году завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 году 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO».

Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой.

Однако, в 2020 году произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 году госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 году как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 года. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд. российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Источник: https://vsdelke.ru/ekonterminy/privatizaciya.html

Сущность приватизации

Суть приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества.

Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги.

Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник.

Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность).

Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е.

переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера.

Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации.

Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной».

Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий.

Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения.

Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Источник: https://studopedia.ru/14_85328_sushchnost-privatizatsii.html

История приватизации в России. Справка

Суть приватизации

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

Приватизация: сущность, цели, модели. Приватизация в России: этапы, способы и результаты

Суть приватизации

Приватизация – это преобразование части государственных предприятий в частные, акционерные, смешанные.

Суть курса на приватизацию – максимальная свобода предпринимательства, которая должна привести к следуюицим результатам: усилению конкуренции между производителями, ликвидации убыточности предприятий, находящихся в государственной собственности.

Как элемент экономической реформы приватизация включает перераспределение прав собственности, управления сю, доходов от се использования.

Главные цели приватизации:

  • 1) повышение эффективности деятельности предприятий;
  • 2) ликвидация дотаций объектам государственной собственности и увеличение поступающих средств в государственный бюджет;
  • 3) развитие производства путем передачи предприятий в руки заинтересованных в их развитии лиц.

Модели приватизации:

  • – на основе коммерческого подхода,
  • -безвозмездная передача государственной собственности трудовым коллективам,
  • – сочетание этих подходов.

Многообразие форм собственности и хозяйствования в России требовалось для расширения возможностей развития производства, повышение его эффективности. Этим объясняется необходимость приватизации в России.

Проведение приватизации в РФ осуществлялось в два этапа: чековый (ваучер) июль 1992 г. – 1 июля 1994 г.; денежный – июль 1994 г. по настоящее время.

На первом этапе модель приватизации включала сочетании передачи части государственной собственности трудовым коллективам или обмен ваучеров на акции + коммерческий подход к продаже государственной собственности. После 01.07.1994г. приватизация проходит только на коммерческих началах.

Цели приватизации 1-го чекового этапа определены государственной программой приватизации 1992 г.:

  • – формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
  • – повышение эффективности предприятий;
  • – социальная защита населения и развитие объектов социальной структуры за счет средств от приватизации объектов;
  • – содействие процессу оздоровления финансового положения в РФ;
  • – создание конкурентной среды и проведение демонополизации народного хозяйства;
  • – привлечение иностранных инвесторов;
  • – создание условий для расширения масштабов приватизации в 93-94 годах;
  • – переход прав собственности в руки ответственных эффективных собственников для формирования инвесторов, заинтересованных в долгосрочных инвестициях.

Главные цели второго этапа:

  • – обеспечить предприятия финансовыми средствами;
  • – обеспечить структурную перестройку экономики.

Был выполнен только один пункт (7-ой) первого этапа приватизации. Главный итог проделанной работы – завершение массовой приватизации. В России она была проведена такими темпами, который противоречил и здравому смыслу, и мировому опыту. Приватизация требует тщательной законодательной и организационно-технической подготовки, каждый се шаг должен быть выверен.

В Польше приватизацию стали проводить только через 6 -7 лет после старта реформ. В Китае массовая приватизация не начата до сих пор.

А в России Чубайс и Кох (руководители приватизации) бравировали: дескать, Маргарет Тэтчер за 10 лет премьерства приватизировала 10-12 компаний, а мы в месяц приватизируем 4 тысячи! Но главное не в количестве в единицу времени, а в полученном результате от проведенного мероприятия.

Ускоренные темпы приватизации, бесплатная форма ее проведения, переход госсобственности в частные руки в ходе проведения залоговых аукционов обернулись для экономики снижением эффективности использования основного и оборотного капитала, потерей управляемости национального хозяйства, резким снижением инвестиций и спадом производства.

Обязательным и основным условием эффективной экономической политики, способной обеспечить стабильное развитие общественной экономики, является установление прав собственности, адекватных их экономическим формам.

Для того чтобы осуществить переход к подлинной частной собственности, надо наполнить возникшую частную форму частным содержанием.

Принцип реформаторов при оценке форм собственности – исходить из их названия, а не из фактически сложившихся экономических отношений, является основной стратегической ошибкой, нс позволяющей российской экономике стать эффективной. Реформаторы нс различали правовые формы собственности от экономических.

Поэтому считали, что приватизация сама по себе превращает акционеров и руководителей приватизированных предприятий в их частных собственников, и ожидали от них экономического поведения, тождественного капиталистическому.

Однако обязательным и основным условием эффективной экономической политики, способной обеспечить стабильное развитие общественной экономики, является установление прав собственности, адекватных объекгивным экономическим отношениям в обществе. Так, приватизированная собственность, которая не может существовать без государственной поддержки, т. с. без материальной помощи налогоплательщиков, – это не частная собственность, это в лучшем случае частное владение, что далеко не одно и то же.

Для России наиболее эффективным было бы распространение частной собственности и свободных рыночных отношений на мелкое производство товаров и услуг при сохранении государственной собственности на крупное производство, служащее основой национальной экономики.

Источник: https://studme.org/101326/ekonomika/privatizatsiya_suschnost_tseli_modeli_privatizatsiya_rossii_etapy_sposoby_rezultaty

Понятие и значение приватизации

Суть приватизации

Определение 1

Приватизация — это процесс изменения вида собственности в ходе которого происходит передача или продажа в частные руки имущества (или его определенной части), находящегося в государственной собственности.

Ответственное хозяйствование (владение имуществом) возможно исключительно в случаях, когда привлеченный инвестор имеет право присваивать доход, быть собственником наравне с инвестором первоначальных ресурсов, что объясняет связь собственности и хозяйствования. Подобный процесс сопутствует организации частной собственности наряду с государственной.

Значимость и задачи приватизации:

  1. Экономическая теория говорит не только о важности обеспечения эффективности и справедливости при первичной приватизации (что сделать весьма проблематично), но и об удешевлении, упрощении последующего перераспределения прав собственности на средства производства в пользу более успешных предпринимателей, то есть участников процесса вторичной приватизации, которые имеют потенциал использовать приватизационные права с максимальным эффектом.
  2. Главной целью приватизации является зарождение «стратегических инвесторов» – производственных собственников, в первую очередь финансовых инвесторов, интересы которых заключаются в долгосрочном успешном развитии функционирования предприятий, инвесторами которых они являются.
  3. Государство не имеет возможности быть стратегическим инвестором всех предприятий, не во всех случаях такую возможность имеет и коллектив предприятий, особенно очень крупных. Существует огромная проблема в поиске стратегического инвестора для организаций, применяемых устаревшие технологии и оборудование. Для решения этой государственной задачи в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную был запущен процесс приватизации государственной собственности.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Уменьшение государственного сектора в данном процессе – это важнейшая особенность прогресса общественного сектора в переходной экономике. Полное определение термина приватизации заключается в общем сокращении сферы вмешательства государства, в том числе финансового в частную собственность.

Приватизация – это важнейший элемент преобразований в системе экономике при переходе к рынку, включающая в себя действия, сопутствующие снижению роли государства и направленные на увеличение влияния частного сектора во всех сферах деятельности активами физических и юридических лиц.

В ФЗ РФ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” (1997) приватизацией государственного имущества является взаимовыгодное отчуждение государственного имущества в пользу физических и юридических лиц. Это подразумевает отказ от права собственности государства на часть организаций и их активов, перераспределение между местными властями, частным предприятиям прав на деятельность любого вида, ранее производимыми государственными организациями. Реорганизация собственника – это форма разгосударствления общественного сектора экономики. Существует отказ государства от производственной функции, осуществляется путем сочетания форм аренды, контрактации и различного государственного стимулирования производства в частном секторе.

Обратный процесс приватизации называется национализацией предприятий.

Формы и механизмы приватизации

Приватизационные ценные бумаги – это государственно ценные бумаги определенного назначения, используемые в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации. К таким видам ценных бумаг можно отнести ваучеры, приватизационные чеки, которые считаются подтверждающим собственность документом.

Приватизационные ценные бумаги изготавливаются и выпускаются в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивают их обладателям право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.

Основные этапы приватизации:

  • определение формы приватизации – продажа предприятий через аукцион, на конкурсной основе конкурса либо путем их акционирования;
  • организация государственных структур – комитетов, управляющих государственным имуществом; фонды имущества организовывают тендерные торги для продажи предприятий или их акций;
  • установление объектов приватизации и их стоимости (оценка стоимости предприятия производится по остаточной стоимости основных производственных фондов).

Разгосударствление объектов – переход от государственного регулирования производства к регулированию с помощью рыночных механизмов.

В результате приватизации происходит изменение структуры собственности с преобладанием частной собственности и сокращением общественной.

Происходит изменение экономической роли и функции государства, при котором оно прекращает быть субъектом хозяйствования.

Процесс приватизации также способствует регулированию экономических процессов государства через реорганизацию экономических условий жизни. Ликвидируется монополия государства во внешнеэкономической деятельности.

С развитием общества в целом происходит развитие экономических процессов. Что способствует установлению современных способов приватизации: реформация государственных унитарных предприятий в общественно акционерные общества (абсолютно все акции находятся в государственной собственности); вклад государственных или муниципальных капиталов в хозяйственные общества.

Сама по себе приватизация не является эффективным механизмом, ускоряющим развитие рыночной экономики. Приватизация оказывает позитивное воздействие только при проведении экономических реформ в условиях перехода государственной экономики к рыночной.

Расширенное применение приватизации для развития государственной экономики оказывает влияние на мировой рынок и международные экономические институты. Однако форсированная чековая приватизация позитивно влияет на экономику исключительно в небольших государствах.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_i_znachenie_privatizacii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.