Строительство на двух смежных земельных участках

Законно ли построить одно здание на нескольких участках?

Строительство на двух смежных земельных участках

Собираетесь построить таунхаус? Есть вероятность, что вы столкнетесь с проблемой строительства недвижимости на нескольких участках. В наше время это актуально не только при возведении домов блокированной застройки, но и в других случаях. Хотите оставаться в выгодном положении? Тогда эта статья для вас.

Для того чтобы построить объект капитального строительства на земельном участке, необходимо оформить разрешительную документацию. Часто именно на этом этапе у владельцев земельных участков (ЗУ) возникают трудности.

Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно обратиться к Градостроительному и Земельному кодексам РФ.

Ни тот, ни другой не закрепляет прямого запрета на строительство здания одновременно на нескольких ЗУ. В то же время в этих нормативных актах нет и конкретной нормы, которая регулирует подобную правовую ситуацию.

В частности статья 51 ГрК РФ, регулирующая порядок получения разрешения на строительство, упоминает земельный участок исключительно в единственном числе. Так мы можем сделать вывод, что получить разрешение для постройки здания на нескольких участках невозможно. В целом, весь Градостроительный кодекс как бы намекает на подобное правило.

В большинстве случаев постройка одного здания на нескольких ЗУ противоречит принятым в конкретном муниципальном образовании правилам землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 38 ЗК РФ устанавливаются минимальные отступы от границ земельного участка. Эти отступы составляют от трех до пяти метров, и в случае их несоблюдения (обращаемся к ст.

222 Гражданского кодекса РФ) постройку могут признать самостроем и включить в список объектов, подлежащих сносу.

Это обстоятельство может привести к необходимости оформления дополнительного разрешения на отступление от установленных градостроительных регламентов.

Минэкономразвития РФ в своём письме от 31.08.2011г.
высказывает мнение о невозможности строительства здания на нескольких земельных участках, ссылаясь на Градостроительный Кодекс РФ. Но поскольку данный орган не обладает компетенцией по официальному толкованию нормативных правовых актов, письмо носит лишь рекомендательный характер.

Ранее действовавший Приказ “Об утверждении порядка ведения единого государственного кадастра недвижимости” закреплял порядок, при котором в Единый государственный реестр недвижимости вносились сведения о кадастровом номере каждого из земельных участков, на территории которых располагалось возведенное здание. На данный момент этот Приказ утратил силу, но все же из него следует, что Минэкономразвития РФ допускало строительство одного объекта капитального строительства на нескольких участках земли.

В действующем Приказе Минэкономразвития РФ № 943 присутствует пункт, буквальное толкование которого предполагает размещение зданий на одном или нескольких земельных участках.

Таким образом, строительство здания на нескольких смежных участках – вопрос дискуссионный и неоднозначный. При этом существует большая проблема.

Часто государственные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию, ссылаясь именно на Градостроительный и земельный Кодекс, а также на Письмо Минэкономразвития. Следовательно, возникает необходимость обжаловать решения органов за их необоснованный отказ.

В целом судебная практика чаще занимает сторону правообладателей ЗУ. Суды, ссылаясь на отсутствие в законодательстве прямого запрета, встают на их сторону.

С другой стороны не обходится и без отказов в удовлетворении исковых требований. Здесь уже все целиком и полностью зависит от вашей аргументации и представленной правовой позиции в суде первой и апелляционной инстанции.

Минимизировать свои шансы на неблагоприятный исход дела поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Все земельные участки должны быть из одной категории земли и, согласно виду разрешённого использования, должны допускать возможность расположения объекта, который вы хотите возвести.
  • У участков должен быть один правообладатель, при этом совсем не обязательно они должны принадлежать ему на праве собственности. Даже если вы собственник участка, а в отношении второго заключён договор аренды, это допускается. Важно, чтобы у вас были права на возведение объектов капитального строительства в границах данных участков.
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) следует оформлять в отношении каждого участка земли, что в меньшей степени будет противоречить действующему законодательству.

Тем, кто столкнулся с данной проблемой, скорее всего придется получать разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта в судебном порядке. Но даже в случае отказа можно пойти другим путём. Вначале объединить участки, затем построить одно здание на одном участке, а после получения разрешения разделить участок на нужное количество.

Так как вопрос строительства здания на нескольких участках довольно спорный, и здесь может потребоваться помощь профессионального юриста. Опытный специалист поможет разобраться в положениях земельного и градостроительного законодательства, а также предложит наиболее оптимальную стратегию решения проблемы.

Больше полезных статей вы найдете в блоге на сайте компании «Максард».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/maxard/zakonno-li-postroit-odno-zdanie-na-neskolkih-uchastkah-5d19d31c8f0b3300ad5acf10

Письмо Минэкономразвития № Д23-4229 О строительстве объекта недвижимости на нескольких земельных участках

Строительство на двух смежных земельных участках
Об отсутствии оснований для строительства объекта недвижимости, за исключением линейных объектов, на нескольких (смежных) земельных участках

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу о строительстве объекта недвижимости на нескольких (смежных) земельных участках и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство (пункт 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее – Градостроительный кодекс).

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявления и пакета документов, который включает в себя, в том числе, схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений могут устанавливаться ограничения в виде предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь, а также ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов.

В случае, если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства и реконструкции объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка – строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой.

Таким образом, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается.

Учитывая изложенное, считаем, что один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участка нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем установлено, что линейные объекты (дороги, линии электропередачи, нефтепроводы и иные характерные сооружения) могут располагаться на территории более одного регистрационного округа и, таким образом, на нескольких земельных участках (статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Дополнительно сообщаем, что Минрегион России в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г.

N 40, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе осуществления строительства, архитектуры и градостроительства.

Заместитель директора Департамента недвижимости М.В. Бочаров

Источник: https://kiportal.ru/obuchenie/biblioteka/pisma/pismo-minekonomrazvitiya-d23-4229-o-stroitelstve-obekta-nedvizhimosti-na-neskolkih-zemelnyh-uchastkah.html

Строительство здания, строения, сооружения на нескольких смежных земельных участках

Строительство на двух смежных земельных участках

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО “Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского”, налоговый юрист.

На практике весьма распространенной является ситуация, когда одно лицо обладает правами на несколько смежных земельных участков.

При этом такие смежные земельные участки могут иметь идентичный правовой режим, но могут и существенно отличаться по своим правовым характеристикам: принадлежать одному лицу на различных правах (например, праве собственности и праве аренды), иметь различное разрешенное использование и даже относиться к различным категориям земель.

С точки зрения градостроительных правоотношений актуальным является вопрос: допускается ли в таких случаях строительство здания, строения, сооружения на нескольких смежных земельных участках? И если допускается, какие особенности следует учитывать при правовом оформлении строительства?

Попытаемся ответить на данные вопросы в рамках настоящей статьи.

Ни в Градостроительном кодексе РФ (далее – ГрК РФ), ни в Земельном кодексе РФ (далее – ЗК РФ), ни в иных федеральных нормативных актах не содержится специальных правовых норм, регламентирующих вопрос о возможности (или невозможности) строительства здания, строения, сооружения (которые являются объектами капитального строительства – далее ОКС) на нескольких смежных земельных участках.

В то же время правовой анализ некоторых норм ГрК РФ позволяет обнаружить закрепленную законодателем при формулировании базовых положений о строительстве ОКС “единичность” земельного участка.

Так, в п. 16 ст. 1 ГрК РФ указывается, что застройщик – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Как видим, в приведенном положении законодатель исходит из принципа строительства ОКС на одном земельном участке.

Но если рассматривать конкретно эту норму (п. 16 ст.

1 ГрК РФ), то здесь скорее следует вести речь об особенностях юридической техники при определении используемых в ГрК РФ понятий (нормы-понятия и нормы-определения, как правило, сами по себе – в отрыве от других норм – не выполняют регулятивную функцию, поэтому единственное или множественное число используемых при их построении словесных оборотов часто не имеет принципиального значения). Вряд ли в этом случае следует делать вывод о необходимости буквального толкования приведенного положения п. 16 ст. 1 ГрК РФ (в части оборота “…на принадлежащем ему земельном участке…”).

В аспекте рассматриваемого вопроса существенно более серьезное значение имеют положения ст. 44 ГрК РФ, регламентирующие правовую природу и содержание градостроительных планов земельных участков (далее – ГПЗУ). Даже поверхностный анализ ч.

3 ст. 44 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что ГПЗУ может быть оформлен только в отношении одного земельного участка. К такому же выводу приводит и нормативно установленная форма ГПЗУ (утв. Приказом Минрегиона РФ от 10 мая 2011 г. N 207).

Как указал Госстрой России в письме от 17 декабря 2012 г.

N 3427-ВК/11/ГС, ГПЗУ – публичный документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, подтверждающий признание публичной властью конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации.

В свою очередь ГПЗУ является одним из основополагающих документов для выдачи разрешения на строительство ОКС на данном земельном участке (см. ч. ч. 1, 7, 9 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, из буквального толкования взаимосвязанных норм ст. 44 и 51 ГрК РФ следует принцип “один земельный участок – один ГПЗУ – одно разрешение на строительство”.

Кроме того, следует учитывать положения ч. 1 ст.

48 ГрК РФ, согласно которым “архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка…”, и положения п.

2 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ, императивно устанавливающие, что в состав проектной документации ОКС (за исключением проектной документации линейных объектов) включается схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с ГПЗУ.

Т.е. и архитектурно-строительное проектирование ОКС, исходя из буквального толкования положений ст. 48 ГрК РФ, “привязано” к одному земельному участку.

Тем не менее полагаем, даже с учетом буквального содержания рассмотренных положений ст. 44, 48, 51 ГрК РФ вопрос о допустимости строительства ОКС на нескольких смежных земельных участках весьма неоднозначен.

Так, например, если обратиться к Порядку ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42) применительно к порядку внесения в Реестр объектов недвижимости сведений о зданиях, то в аспекте рассматриваемого в настоящей статье вопроса особое значение имеет пп.

7 п. 73 раздела V Порядка. Согласно указанной норме в Реестр объектов недвижимости вносится кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. При этом отдельно подчеркивается, что если здание расположено на нескольких земельных участках, то вносятся кадастровые номера всех таких земельных участков.

Таким образом, как видим, Минэкономразвития России в принципе допускает ситуацию, когда здание располагается на нескольких земельных участках. Здесь нельзя не согласиться с выводом, изложенным в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 г.

по делу N А33-4596/2012 и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2013 г. по этому же делу, в котором суды на основании толкования именно пп. 7 п.

73 раздела V Порядка ведения государственного кадастра недвижимости указывают, что расположение объекта недвижимости на двух и более земельных участках является следствием строительства данного объекта.

Действительно, если допускается размещение здания на нескольких земельных участках (как следствие), то, соответственно, допустимо и строительство этого здания на нескольких земельных участках (как необходимая первопричина).

Судебная практика по вопросу о допустимости строительства ОКС на нескольких смежных земельных участках крайне немногочисленна, но тем не менее содержит решения, в которых указанный вопрос разрешен в положительную сторону.

Так, например, в уже упомянутых Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 г. и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2013 г.

по делу N А33-4596/2012 судебные инстанции подтвердили допустимость строительства каждого из многоквартирных жилых домов на нескольких смежных земельных участках (при этом, отметим, из материалов дела следовало, что каждое из разрешений на строительство отдельного многоквартирного жилого дома выдавалось на основании сразу нескольких ГПЗУ на каждый из смежных земельных участков, что несколько расходится с уже упомянутым нами и следующим из буквального толкования взаимосвязанных норм ст. 44 и 51 ГрК РФ принципом “один земельный участок – один ГПЗУ – одно разрешение на строительство”). Судами была высказана важнейшая правовая позиция, которую мы считаем необходимым привести дословно: “Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит ни одной нормы, прямо запрещающей или ограничивающей возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух и более земельных участках, кроме того, не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как строительство проектируемого объекта на двух и более смежных земельных участках”.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 8 октября 2009 г. по делу N А56-54913/2008 подтвердил правомерность и допустимость государственного кадастрового учета здания, находящегося в границах двух земельных участков. Такой вывод суда, следовательно, косвенно подтверждает также и допустимость строительства здания на нескольких земельных участках.

В то же время, например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23 августа 2010 г. по делу N А43-16325/2009 сделал вывод о незаконности выдачи разрешения на строительство (и, соответственно, о незаконности самого строительства) административно-гостиничного комплекса на трех земельных участках. Однако, обстоятельства данного дела имели существенную специфику:

  • один ГПЗУ был оформлен и утвержден сразу на несколько земельных участков;
  • застройщиком испрашивалось одно разрешение на строительство на трех земельных участках с разными видами разрешенного использования (под индивидуальный жилой дом с прилегающей территорией, под административное здание с хоздвором и под строительство административно-гостиничного комплекса), а также разными правовыми режимами (два земельных участка находились в собственности застройщика, один – в аренде).

В качестве общего вывода выскажем собственную позицию: по нашему мнению, строительство одного ОКС на нескольких смежных земельных участках допустимо, хотя и несколько расходится с буквальным толкованием отдельных положений ГрК РФ. При этом, на наш взгляд, для такого строительства в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Все смежные земельные участки должны относиться к одной категории земель и иметь идентичный (или хотя бы максимально схожий) вид разрешенного использования.
  2. Конкретные правомочия застройщика в отношении каждого из смежных земельных участков (правомочия собственника или арендатора) не имеют принципиального значения при условии, что каждое из соответствующих правовых оснований владения земельным участком и закрепленные цели такого владения (при специальном указании таковых) допускают строительство ОКС.
  3. На каждый из смежных земельных участков, по нашему мнению, должен оформляться отдельный ГПЗУ, и именно совокупность таких ГПЗУ должна стать основанием для выдачи одного разрешения на строительство в отношении ОКС. Это в большей степени будет соответствовать положениям ст. 44, 51 ГрК РФ. При этом, на наш взгляд, в рассматриваемом случае, исходя из предполагаемого пятна застройки ОКС, в каждом из ГПЗУ вполне возможно обеспечить указание таких параметров, как: минимальные отступы от границ каждого из земельных участков в целях определения места допустимого размещения ОКС (естественно, отступ от границ каждого из земельных участков будет определен за исключением границ пересечения пятна застройки ОКС); максимальный процент застройки (коэффициент застройки) в границах каждого из земельных участков.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/68769-stroitelstvo-zdaniya-stroeniya-sooruzheniya-neskolkikh-smezhnykh-zemelnykh

О возможности осуществления строительства одного площадного объекта на нескольких земельных участках и нескольких площадных объектов на одном земельном участке – новости ерз.рф

Строительство на двух смежных земельных участках

В последнее время существенным изменениям подвергается Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

www.transgeocom.ru

Так, в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены значительные изменения в Федеральный закон №214-ФЗ, актуальным стал вопрос о возможности осуществления строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках, а также о возможности осуществления строительства нескольких многоквартирных домов на одном земельном участке.

Однако у профессиональных застройщиков до сих пор нет четких ответов на данные вопросы.

О возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках

Относительно возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках до настоящего времени высказываются абсолютно противоположные позиции, в том числе судами.

За возможность такого строительства высказываются те, кто не усматривает в действующем земельном и градостроительном законодательстве норм, прямо запрещающих или ограничивающих такое строительство (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 года по делу №А33-4596/2012), противники такого строительства ссылаются на возможный различный правовой режим застраиваемых земельных участков (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2014 года №Ф10-4481/2014 по делу А35-274/2014).

Неоднократно высказывается также позиция о недопустимости такого строительства в связи с необходимостью соблюдения в рамках предусмотренных частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельных параметров, устанавливаемых правилами землепользования и застройки поселения, городского округа.

Такой же вывод следует из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 10 октября 2011 года№А23-4229, в котором указано, что по мнению ведомства, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на котором расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается и, соответственно, один объект недвижимости (площадный объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Однако с подобным выводом трудно согласиться, поскольку целью установления минимальных отступов от границ земельных участков является необходимость соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков, противопожарных расстояний, требований инсоляции и иных подобных требований в отношении объектов недвижимости, расположенных на смежных земельных участках. При строительстве одного площадного объекта на двух и более смежных земельных участках в отношении этих участков  данные требования неприменимы.

Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству, а позднее Комитет ГД РФ по транспорту и строительству высказывал следующее мнение.

На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГРК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Часть 6 статьи 51 ГРК РФ устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируется на территории двух и более муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 119 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, в указанном положении Кодекса, по мнению профильного Комитета Госдумы, уже прямо предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство на нескольких смежных земельных участках.

Кроме того, по мнению профильного Комитета Госдумы, необходимо учесть, что в соответствии с п.

26 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение №1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г.

№943) к основным сведениям о здании, подлежащим внесению в записи кадастра недвижимости, относится  кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено (расположены) здание (здания).

На основании изложенного, по мнению Комитета, в ГРК РФ отсутствуют ограничения на проектирование и строительство объекта капитального строительства на нескольких смежных земельных участках. При этом разрешенное использование всех земельных участков должно допускать размещение такого объекта.

В целом такая позиция представляется обоснованной, однако вопрос о строительстве одного площадного объекта на нескольких земельных участках, по нашему мнению, остается дискуссионным.

О строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке

По вопросу о строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке необходимо отметить следующее.

ГРК РФ также не предусматривает запрета на осуществление строительства нескольких площадных объектов на одном земельном участке. Единственное исключение из данного правила установлено частью 31 статьи 51 ГРК РФ.

В соответствии с указанной нормой в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории — допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Представляется, что если бы подобное строительство было запрещено, указанное в части 31 статьи 51 ГРК РФ правило было бы распространено на все случаи.

Необходимо также отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2013 года №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в гражданское законодательство введен институт единого недвижимого комплекса — недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект.

В соответствии со статьей 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации единый недвижимый комплекс — это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Следует учесть и изменения формы разрешения на строительство. В соответствии с Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 года № 117/пр новая форма разрешения на строительство предусматривает возможность указания характеристик каждого объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией.

При этом понятия «единый недвижимый комплекс» и «имущественный комплекс» не тождественны.

Гражданское законодательство в качестве «имущественного комплекса» указывает лишь один его вид — предприятие. Соответственно, предприятие характеризуется тем, что используется исключительно в рамках предпринимательской деятельности, в его состав могут входить не только имущественные, но и неимущественные права.

Характерной чертой единого недвижимого комплекса является его отнесение к неделимым вещам.

Учитывая изложенное, представляется бесспорным, что в тех случаях, когда речь идет о сложном объекте, будь то «единый недвижимый комплекс» или «имущественный комплекс», осуществление строительства нескольких площадных объектов капитального строительства на одном земельном участке вполне возможно.

Однако применение этих правил к группе многоквартирных домов не всегда правомерно и не всегда возможно.

www.vd-tv.ru

Необходимо учесть, что в рамках градостроительных отношений, в том числе, при строительстве микрорайонов, могут возникнуть проблемы реализации данных положений, поскольку в рамках единого недвижимого комплекса прямо не предусматривается возможность строительства по этапам, в том числе путем выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных домов (до момента введения единого недвижимого комплекса в целом). Не предусмотрена и регистрация отдельных объектов без одновременной регистрации в рамках единого недвижимого комплекса.

Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено правило о том, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При этом, согласно частям 1 и 5 той же статьи такой земельный участок с момента государственного кадастрового учета становится общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу этих положений после введения дома в эксплуатацию последующее строительство на общем земельном участке иных предусмотренных проектной документацией объектов может повлечь дополнительные риски невозможности завершения строительства.

Эти и иные подобные вопросы на практике создают серьезные административные преграды в случае реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности институтов комплексного и устойчивого развития территории (развитие застроенных территорий, комплексное освоение территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, комплексное развитие территории и т.п.).

Представляется, что подобное изменение отчасти решит возникшие проблемы застройщиков.

Алексей ТЁ, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству
Кирилл ХОЛОПИК, генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли»
Никита ФИЛИППОВ, заведующий МГКА «Бюро адвокатов «Де-Юре»

Источник: https://erzrf.ru/publikacii/o-vozmozhnosti-osushchestvleniya-stroitelstva-odnogo-ploshchadnogo-obyekta-na-neskolkikh-zemelnykh-uchastkakh-i-neskolkikh-ploshchadnykh-obyektov-na-odnom-zemelnom-uchastke

Зарегистрировать дом на двух земельных участках

Строительство на двух смежных земельных участках

Если в собственности одних и тех же лиц находится два и более соседних участка, нередко появляется множество вопросов, основные из которых:

  1. Можно ли расположить индивидуальный жилой дом на нескольких участках одновременно и требуется ли в таком случае объединить участки в один и что для этого нужно?
  2. Можно ли расположить жилой дом на одном из участков, но на расстоянии ближе 3-х метров от границы со своим же участком?

Ответы на эти вопросы зависят от следующих факторов:

  1. от вида разрешенного использования земельного участка. Согласно действующему законодательству при строительстве дома на землях для ИЖС и ЛПХ необходимо получать разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Для участков с видом разрешенного использования для садоводства, дачного хозяйства и дачного строительства получать разрешение на строительство не требуется в соответствии с подп.1 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. На участках, где не требуется получение разрешения на строительство, в настоящее время Росреестр регистрирует дом как жилое строение без права прописки и допускает размещение дома на нескольких участках, принадлежащих одному собственнику, и размещение дома на одном участке на расстоянии ближе 3-х метров от границы со своим же соседним участком.
  2. от расположения земельного участка в случаях, когда необходимо получение разрешения на строительства, т.к. местные администрации районов Московской области и Мосгосстройнадзор г.Москвы устанавливают свои правила выдачи разрешений на строительство жилого дома в таких случаях и периодически их пересматривают.

Практика г.Москвы

Мосгосстройнадзор г.Москвы разрешает размещать жилой дом на одном из соседних участков без соблюдения 3-х метрового отступа от границы своего соседнего участка и не требует объединять участки для строительства жилого дома на двух участках, принадлежащих одному собственнику. Главное требование Мосгосстройнадзора – должны быть соблюдены градостроительные нормы, а именно:

  1. Необходимо получить градостроительный план на каждый земельный участок (ГПЗУ), на которых будет располагаться дом
  2. Высота дома должна не превышать максимально допустимую высоту, указанную в ГПЗУ
  3. На схеме планировочной организации земельного участка необходимо разместить дом так, чтобы по каждому земельному участку не была превышена предельно допустимая плотность застройки, установленная в ГПЗУ.

Практика Московской области

Подавляющее большинство районных администраций Московской области не выдает разрешение на строительство жилого дома на двух и более соседних участках, принадлежащих одному собственнику, считая, что дом должен быть расположен только на одном земельном участке и с соблюдением необходимых отступов, в том числе от границ своего же соседнего участка.

Поэтому в каждом случае необходимо уточнять в Администрации района, в котором расположен участок, какой действует порядок в настоящее время.

В случае, если дом можно разместить только на одном участке, можно:

  1. Перераспределить участки, т.е. установить новые конфигурации участков и их площади, сохранив при этом количество участков или уменьшив/увеличив их количество (например, из трех участков по 600 кв.м. можно сделать 2 участка по 900 кв.м. и т.п.)
  2. Объединить соседние участки, на которых будет располагаться дом, в один участок
  3. Изменить желаемое место размещения дома и расположить дом на одном из участков с соблюдением всех градостроительных норм.Иногда это единственно возможный способ решения проблемы, т.к. не всегда возможно перераспределить или объединить участки.

Наша компания неоднократно решала вопросы, связанные со строительством домов на нескольких соседних участках.

Наши кадастровые инженеры имеют большой опыт проведения кадастровых работ по объединению/разделу/перераспределению земельных участков.

Звоните и наши специалисты найдут оптимальное решение Вашего вопроса с учетом его специфики, сложившейся практики и действующего законодательства.

Стоимость регистрации дома на двух земельных участках “под ключ”

СТОИМОСТЬСРОК

Регистрация дома
до 100 м2

35 000 руб.

1 – 1,5 мес

Регистрация дома
от 100 до 400 м2

45 000 руб.

1 – 1,5 мес

Регистрация дома
свыше 400 м2

от 50 000 руб. 1 – 1,5 мес

В СТОИМОСТЬ ВХОДИТ:

  • Выезд кадастрового инженера на место.
  • Технический план на дом (кадастрового инженера).
  • Оплата государственной пошлины.
  • Постановка дома на кадастровый учет. Подготовка поэтажных планов.  
  • Регистрация права собственности на дом. Получение выписки из ЕГРН.

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

  1. Доверенность (нотариальная, форма высылается на e-mail). 
  2. Свидетельство / выписка из ЕГРП о собственности на земельные участоки – копия.
  3. Копия гражданского паспорта собственника, номер ИНН и СНИЛС.
  4. Копия разрешения на строительство (в зависимости от вида разрешенного использования участка).

Звоните, и мы будем рады ответить на Ваши вопросы.

Источник: https://razreshenie-na-stroitelstvo.ru/pages/zaregistrirovat-dom-na-dvuh-uchastkah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.