Что делают органы опеки и попечительства

Содержание

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

Что делают органы опеки и попечительства

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

руководитель «Команды адвоката Жарова»

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает.

Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу.

Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то  есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица».

Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском.

Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно.

Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд.

Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей).

И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в  ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст.

46 ГПК РФ (как  орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение  по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.

), то орган опеки и попечительства, в силу ст.

78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд.

Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление.

Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен.

Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия.

Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу.  Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три.

Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу.

Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

31.07.2014

Источник: https://zharov.info/zashhita-prav-detej/uchastie-predstavitelej-organa-opeki-i-popechitelstva-v-sudebnyx-zasedaniyax-po-grazhdanskim-delam

Семейные споры: чем помогут органы опеки

Что делают органы опеки и попечительства

В последнее время СМИ чаще всего упоминают органы опеки и попечительства в негативном контексте. Юрист Павел Иванов призывает не поддаваться стереотипам, а разобраться, зачем нужны эти органы, и использовать их в свою пользу.

Последнее время в средствах массовой информации очень часто стали упоминаться органы опеки и попечительства, как правило, в качестве участников неких семейных драм. Деятельность этой государственной службы очень многогранна.

Остановлюсь на участии органа опеки и попечительства во всякого рода семейных спорах и конфликтах, в том числе рассматриваемых в судебных органах.

Зачем нужны органы опеки?

Прежде всего задачей органа опеки и попечительства является защита законных прав и интересов несовершеннолетнего ребенка. Именно ребенка, а не родителей, не иных родственников. И не всегда понимание интересов ребенка у специалистов органа опеки совпадает с мнением родителей или иных родственников.

Что может сделать орган опеки по вашему обращению? Единого и полного перечня вопросов, отнесенных к компетенции органов опеки и попечительства, нет.

И не только обычному человеку, но и специалисту порой бывает сложно понять, есть ли повод для обращения в орган опеки и обязан ли орган опеки  принять  меры по существу поданного обращения.

Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда даже опытные адвокаты, не занимающиеся постоянно семейными спорами, совершенно ошибочно представляют себе функции органа опеки и попечительства.

Законодатель в различных ситуациях наделяет органы опеки совершенно различными полномочиями, начиная от простой профилактической беседой и заканчивая правом на незамедлительное отобрание ребенка. При этом далеко не всегда орган опеки и попечительства обладает правовым механизмом воздействия на нарушителя интересов ребенка. 

«Понять и простить»
Родственники очень любят писать заявления об аморальном  поведении матерей, о нарушении кем-то из родителей режима бодрствования и отдыха ребенка, и даже о постоянном курении родителей (родителя) в квартире при ребенке.

У самого органа опеки и попечительства во всех подобных случаях нет правового механизма, чтобы повлиять на «нехорошего» родителя.

Однако, поскольку закон определяет, что «органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» (статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации), и нет единого требования к тому, как этот самый «орган» должен выглядеть в действительности, то во многих регионах помимо специалистов-чиновников, непосредственно исполняющих функции органа опеки и попечительства, создаются и существуют  различного рода общественные комиссии, состоящие, как правило из представителей различных служб и ведомств, так или иначе занимающихся работой с несовершеннолетними.

Именно эти комиссии на практике и рассматривают от имени органа опеки и попечительства те обращения, по которым требуется прежде всего профилактическая беседа, признание поведения «виновного» лица недопустимым и общественное порицание, с предупреждением, что дальше уже последуют более жесткие санкции.

Правового значения решение такой комиссии не имеет, но практика показывает, что, во-первых, это решение учитывается при последующем рассмотрении поведения «нехорошего» родителя или родственника всеми прочими органами, включая судебные.

 А во-вторых, это действительно имеет положительный эффект – порядка половины лиц, заслушанных на заседаниях таких комиссий, делают выводы и корректируют своё поведение.

Зато другая половина граждан не реагирует ни на что, и история заканчивается лишением родительских прав.

От разговоров к делу
Законодательством предусмотрены категории спорных, конфликтных ситуаций, при рассмотрении которых требуется участие органа опеки и попечительства.

В Семейном кодексе Российской Федерации четко определены случаи, когда орган опеки и попечительства должен принять участие в разрешении спорной ситуации в семье.

Так, при наличии разногласия между родителями в вопросах воспитания и образования детей, родители вправе обратиться за разрешением  этих разногласий в орган опеки и попечительства (статья 65 СК РФ).

При отсутствии согласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства (статья 58 СК РФ).

 Дедушки и бабушки, а также другие родственники могут защитить свое право на общение с ребенком путем обращения в орган опеки и попечительства, который вправе обязать родителей (родителя) не препятствовать такому общению (статья 67 СК РФ).

Отмечу, что у органа опеки и попечительства нет механизма принудительного исполнения своих решений. Поэтому если второй участник конфликта не согласен с решением органа опеки и не исполняет его (а в подавляющем большинстве случаев так и происходит), то остается только один путь – обращение в суд. Хотя сам факт обращения в орган опеки и принятое им решение, равно как факт неисполнения этого решения, всегда затем учитываются судами.

Встретимся в суде
Существуют категории судебных споров, в которых участие органа опеки и попечительства обязательно.

Семейным кодексом прямо предусмотрено, что в случае, если один из родителей проживает отдельно, и между родителями существуют разногласия по вопросу осуществления отдельно проживающим родителем его родительских прав, спор разрешается судом с обязательным участием органа опеки и попечительства (статья 66 СК РФ).

Предусмотрено участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом дел о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав. В этих случаях орган опеки и попечительства наделен правом самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском.

Более того, в соответствии со статьей 77 СК РФ орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или иных лиц, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, и обязан в течение семи дней после отобрания обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

В том случае, когда орган опеки и попечительства участвует в судебном разбирательстве, он обязан представить суду устное или письменное (в зависимости от существа дела) мотивированное и обоснованное с правовой точки зрения заключение о том, следует ли удовлетворить заявленные исковые требования.

Также во многих случаях специалисты органа опеки должны выйти в адреса проживания истца и ответчика и составить акты обследования жилищно-бытовых условий, в которых отразить общие технические характеристики жилья, количество и состав проживающих, бытовое и санитарное состояние жилого помещения. Затем эти акты также предоставляются органом опеки в суд, который рассматривает их в качестве доказательств по делу.

Законом всё не предусмотреть

На практике помимо вышеперечисленных ситуаций орган опеки и попечительства привлекается к участию в судебном споре в случаях, если решением по такому делу могут быть затронуты права и интересы несовершеннолетнего ребенка.

К такого рода спорам можно отнести случаи выселения семьи из занимаемого жилого помещения (за неуплату коммунальных платежей, в связи с утратой права собственности на данное жилое помещение, в связи с расселением жилого дома, признанного аварийным, и так далее), оспаривание сделки, где одним из собственников имущества является, или являлся несовершеннолетний (как правило это сделки купли-продажи недвижимости), споры о порядке пользования жилыми помещениями и ряд других.

При этом исчерпывающего перечня подобных случаев не существует, и суд в каждом конкретном случае решает вопрос о привлечении к участию в деле органа опеки и попечительства, непосредственно исходя из обстоятельств данного дела.

Верховный суд Российской Федерации, обобщая весьма разнообразную региональную судебную практику разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, отдельно затронул вопросы, связанные с участием органа опеки и попечительства в делах данной категории (Обзор утвержден  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года).

И что же нам делать?

В заключение дам совет. Обращайтесь в органы опеки  попечительства, привлекайте их к участию в судебных спорах! Вы при этом ничего не теряете. Если затронутый вами вопрос не входит в компетенцию органа опеки – вам об этом сообщат.

Если суд придет к выводу, что орган опеки не должен участвовать в вашем судебном споре – судья информирует вас об этом и объяснит почему.

Но есть высокая вероятность того, что именно органы опеки и попечительства смогут вам помочь в разрешении вашей жизненной ситуации или склонить весы правосудия в вашу сторону.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/semeynye-spory-chem-pomogut-organy-opeki.htm

Органы опеки и попечительства. Краткий путеводитель | Милосердие.ru

Что делают органы опеки и попечительства

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Как их найти?

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак.

В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:– краткая автобиография;– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;– копия финансового лицевого счета;– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Важно знать

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Что дальше?

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут.

Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом.

Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова, взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов.

Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они).

А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина, мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти.

Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно.

Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова, вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова: Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье.

Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.

Татьяна Плотникова: Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

Льготы

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина: Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок.

Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице.

Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот.

Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.

?
Татьяна Дюмина: В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы.

А вот на периферии каждый шаг с боем.

Регионы и люди

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах.

Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер.

Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью.

Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше.

Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала.

В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Плюсы и минусы

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие.

Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия.

После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так.

Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Куда жаловаться

Конечно, от конфликтов с органами опеки никто из родителей не застрахован. Конфликты эти в каждом случае разные, но всегда несут вред обеим сторонам, а главное – ребенку. Не имея возможности преодолеть недопонимание чиновников и устранить возникшие проблемы самостоятельно, вы всегда можете направить на сотрудников опеки, работой которых недовольны, жалобы в официальные инстанции.

В первую очередь пожаловаться можно и напрямую в департамент социального обеспечения г. Москвы. «Горячая линия» департамента, работающая круглосуточно – (495) 623-10-59. Также вы можете направить жалобу по факсу (495) 625-10-51, либо – написать обращение с изложением все фактов через интернет-приемную.

Есть и другие способы. Как говорит та же мама Татьяна Дюмина, являющаяся, кстати, юристом, пожаловаться на сотрудников органов опеки и попечительства спокойно можно в администрацию района по месту жительства, в прокуратуру, и, наконец, в суд.

«Но в каждом конкретном случае нужно оперировать конкретными статьями и законами, которые, по вашему мнению, были нарушены, – отмечает Татьяна. – В этом плане тоже надо быть подготовленными и хорошо бы иметь разбирающегося в этих вопросах адвоката».

Словом, решайте сами, как лучше взаимодействовать с органами опеки и попечительства. У каждого опекуна и усыновителя свой собственный опыт и мнение на сей счет: кто-то доволен, кто-то не очень, третьи совсем недовольны. Но выстраивать и поддерживать отношения с этой структурой необходимо. Ради детей.

Полезные ссылки

Интернет-проект министерства образования и науки РФ «Усыновление в России».

Достаточно информативный сайт, на котором вы можете почитать законодательство и нормативные документы, узнать все про семейные формы устройства детей, просмотреть, наконец, банк данных детей, почитать статьи о проблемах усыновления, получить консультации онлайн или по телефону, а также посмотреть, как обмениваются опытом на форуме усыновители и опекуны.

Сайт департамента социального обслуживания населения г. Москвы. Здесь содержится исчерпывающая информация обо всех столичных уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа. Там и телефон горячей линии департамента, и телефонный справочник отделов опеки, и информация о положенных льготах и пособиях.

Категории: Как стать приемным родителем, Опека Присоединяйтесь к нам

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/organy-opeki-i-popechitelstva-kratkij-putevoditel/

Чем занимаются органы опеки и попечительства?

Что делают органы опеки и попечительства

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Учреждения, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству представляют собой органы исполнительной власти субъекта России.

Сотрудники данного учреждения предоставляют опеку несовершеннолетним детям, которые остались без родителей — сиротам.

Также они могут изъять ребенка из семьи, где ему угрожает опасность, то есть имеется вероятность того, что может быть нанесен вред его жизни или здоровью.

В настоящей статье будут рассмотрены полномочия и обязанности, которые возложены государством на органы опеки и попечительства. Также будут раскрыты нюансы осуществления надзора за деятельностью представителей опекунских учреждений.

Деятельность органов опеки и попечительства

Все функции, исполняемые работниками организаций по опеке и попечительству, строго регламентированы на законодательном уровне. Контролирует их деятельность положения ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Скачать текст 48 Федерального законодательного акта можно по ссылке.

Работники опекунских учреждений при исполнении своих обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних руководствуются нормами настоящего ФЗ с 2008 года, когда и был принят данный закон.

Положения Федерального Закона № 48 гласят, что работники органов опеки и попечительства исполняют возложенные на них функции:

  • нахождение социально уязвимых несовершеннолетних граждан — сирот;
  • направлять малолетних сирот в приемные семьи на воспитание и содержание;
  • защищать интересы каждого осиротевшего ребенка;
  • предоставлять заботу, условия для содержания и проживания детям, оставшимся без родительской заботы до их совершеннолетия;
  • предоставлять защиту интересов нуждающихся несовершеннолетних детей при проведении судебного разбирательства.

Наряду с вышеуказанными функциями, сотрудники органов опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов детей, у которых есть родители. Представление интересов возлагается на опекунское учреждение в том случае, когда биологические родители или официальные опекуны пренебрегают своими обязательствами перед несовершеннолетними детьми.

Полномочия уполномоченного органа

48 законодательным актов предопределен ряд полномочий, которыми обладают лица, трудящиеся в органах опеки и попечительства.

В соответствии с текстом закона, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних выражены в следующем:

  • определение малолетних граждан на учет, в связи с тем, что они нуждаются в помощи от данной опекунской организации;
  • подача прошения в судебную инстанцию о признании кого-либо недееспособным или дееспособным;
  • осуществление попечительства над нуждающимися гражданами;
  • подписание различных соглашений, разрешений и договоров, где участие принимают несовершеннолетние дети. Например, органы опеки и попечительства вправе выдавать письменное разрешение на продажу недвижимости, где среди собственников числятся несовершеннолетние дети. По законодательству, без наличия данного согласия в письменном виде, родители не вправе продавать жилую недвижимость. Подобный нюанс предусмотрен законом с целью защиты прав лиц, не достигших 18 лет;
  • предоставление показаний в судебном разбирательстве при разводе родителей. Присутствие на слушании представителя органа опеки и попечительства обязательно, так как в соответствии с его экспертным мнением разрешается вопрос о дальнейшем проживании детей — с отцом или матерью;
  • предоставление всей необходимой информации для граждан, собирающихся оформить процедуру усыновления;
  • проведение периодического контроля за условиями проживания своих подопечных.

Представители опекунского учреждения вправе проводить независимые экспертные оценки по месту проживания малолетнего дитя, если есть подозрения, что его содержат в ненадлежащих для ребенка условиях.

В случае, когда условия содержания и воспитания не соответствуют установленным нормам, то работники органов опеки и попечительства вправе изъять малыша из семьи, тем самым лишив отца и мать родительских прав.

Полномочия органа опеки и попечительства предусмотрены на законодательном уровне, но в случае, когда родители не согласны с предпринимаемыми против них мерами, они вправе обратиться в судебную инстанцию с соответствующей жалобой.

Перечень обязанностей

Законом предусмотрены определенные обязанности органов опеки и попечительства в отношении детей. Они выражены в следующем:

  • лица, представляющие организацию по опеке и попечительству, должны исполнять свои обязанности только в соответствии с положениями 48 ФЗ. Нарушение ими норм законодательства не приемлемо;
  • установление норм проживания детей, не достигших 18 лет, а именно — определять, благополучно ли их пребывание в семье;
  • проведение надзора за ребенком, проживающим в усыновленной семье;
  • оказание помощи несовершеннолетним гражданам в любом виде, то есть предоставление крова, в случае, если они осиротели, оказание психологической помощи, в случае, если они получили какую-либо травму, оказание услуг по реабилитации и иное;
  • считаться с мнением несовершеннолетнего дитя, если ему исполнилось 14 лет.

Перечень обязанностей органов опеки более расширен когда ребенок, являющийся подопечным, меняет адрес проживания:

  • сотрудники передают личное дело данного подопечного, а также предоставленные им полномочия по предоставлению попечительства на региональное опекунское учреждение;
  • оформить пересылку ходатайства в региональное опекунское учреждение в строго установленные сроки — 3 дня. Трехдневный период отсчитывается со дня фактического переезда ребенка.

Среди обязательств работников органов опеки и попечительства предусмотрено осуществление контроля и сохранности имущества несовершеннолетних детей, пока им не исполнится 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Законом установлено, что органы опеки и попечительства следят за сохранностью имущества своих подопечных лиц до достижения ими совершеннолетия.

Поэтому, если родители или официальные опекуны принимают решение о продаже жилья, где доля собственности принадлежит несовершеннолетнему, то им необходимо заручиться письменным одобрением со стороны представителей опекунского учреждения.

Для этого ими предоставляется определенный пакет актов, на основании которого компетентные лица принимают решение о соблюдении интересов ребенка.

Получить одобрение на продажу жилой недвижимости возможно, если отец и мать предоставят доказательства, что несовершеннолетнему будет предоставлено иное жилье, которое будет обладать лучшими условиями для проживания. В иной ситуации, в прошении о продаже недвижимости (дома, квартиры) будет отказано.

В случае, когда несовершеннолетнему достается какое-либо имущество в виде наследства, то органы опеки и попечительства осуществляют контроль за ним. По закону, вправе им распоряжаться законный представитель дитя — отец, мать, опекун.

Если при использовании наследства малыша родители нарушают права малолетнего гражданина, то органы опеки обязаны вмешаться.

Согласно нормам закона, получить права собственности и право распоряжаться наследством у ребенка появляется в момент наступления совершеннолетия, в связи с признанием его дееспособным.

Кто и как осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства?

Согласно законодательным правилам, за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется надзор со стороны государственных учреждений исполнительной власти. Контроль осуществляют следующие инстанции:

  • Рособрнадзор. Данная инстанция занимается осуществлением контроля в области науки и образования;
  • учреждения местного самоуправления.

Вышеуказанные инстанции, при исполнении своих обязанностей по контролированию деятельности опекунских организаций, действуют в соответствии с законодательными актами:

  • с российской Конституцией;
  • с ГПК;
  • с Семейным Федеральным Законом.

Органы опеки и попечительства созданы для осуществления защиты и интересов малолетних граждан. Но в случае, если они превышают свои полномочия, действуют не в соответствии со своей компетенцией, то возможно подать жалобу в судебную инстанцию или в прокуратуру.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Органы опеки и попечительства: функции, полномочия, права и обязанности

Что делают органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются инстанции исполнительной отрасли власти РФ, которые наделены функциями по устройству детей или определенных категорий граждан. Такие правоотношения оформляются относительно детей и лиц, не обладающих достаточной дееспособностью.

Функции их распространяются на тот сектор отношений, который касается несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Относительно совершеннолетних граждан, то о них заботятся тогда, когда они признаны недееспособными или их дееспособность ограничена.

Органы опеки и попечительства – это сектор районного муниципалитета, который работает на уровне районов. На сектор положены следующие обязанности:

  1. Ведение списка детей, которые не имеют поддержки родителей, детей-сирот, полностью лишившихся родителей.
  2. Ведение базы данных, куда вносят ведомости о будущих опекунах, усыновителях или попечителях, подавших свои кандидатуры на оформление отношений.
  3. Устройство сирот к приемным родителям или в государственные учреждения, такие как приюты.
  4. Защита прав, интересов детей, лишившихся родительской поддержки, которым еще нет 18 лет.
  5. Работники сектора занимаются урегулированием семейных конфликтов, между родителями, способствуют их примирению.

Ввиду перечисленных функций, органы опеки и попечительства имеют ряд полномочий, а также прав, установленных в регламентах и законах. В их функции входит забота о тех лицах, на которые распространяется их юрисдикция, относительно которых они имеют полномочия действовать.

Функции органов опеки и попечительства предусматривают то, что их сотрудники заботятся об имуществе подопечных. Они принимают меры для охраны их частной собственности от незаконных действий третьих лиц.

Отдел по опеке и попечительству существует в каждом секторе области (районе), и возглавляется департаментом.

В своей деятельности он должен взаимодействовать с иными государственными инстанциями, в том числе и с судом.

Так, к примеру, сотрудники отдела обращаются в суд с исковым заявлением о том, чтобы признать гражданина лишенным дееспособности. Они подают заявления и в иные инстанции для выполнения своих обязанностей.

Полномочия и права

Поскольку органы опеки и попечительства являются ветвью исполнительной власти, им отведен ряд полномочий, а также прав, дающих возможность полноценно выполнять свои функции.

Полномочия органов опеки и попечительства строго регламентированы законодательными актами страны. Они закреплены нормами гражданских законов, а также соответствующим законом.

Полномочия их нацелены на социальный контроль работы попечителей или опекунов, а также на их отношения с лицами, взятыми под опеку.

Отдел по опеке и попечительству, куда обращаются граждане, может представлять интересы тех лиц, которые имеют недостаточную дееспособность или вообще лишены ее, а также несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Органы опеки и попечительства занимаются представительством тогда, когда их опекуны совершают поступки, противоречащие закону или интересам подопечных.

Такое противоречие может проявляться как в социальном, так и физическом спектре. Также представительство осуществляется для защиты имущественных интересов. А если сами чиновники нарушают закон, то следует сообщать об этом в департамент или другие органы.

Полномочия, которые возложены на отдел опеки и попечительства, предусматривают также контролирование деятельности попечителей определенного сектора. Сотрудники имеют право придти к ним домой, проверить условия, в которых живут подопечные.

Они могут проверить состояние их здоровья или проконтролировать имущественные интересы, посетив опекунов с инспекциями. Данные полномочия касаются не только частных лиц, оформивших опекунство, но специализированных учреждений, в чьих стенах обитают подопечные. Это могут быть:

  • госпитали;
  • психлечебницы;
  • дома для престарелых лиц и так далее.

Органы опеки и попечительства также должны передавать ведомости о смене жилья подопечного. Такие ведомости подаются по секторам на определенные инстанции.

В права органов входит право обращаться в суды с исками. Это могут быть заявления о лишении дееспособности полностью или частично. Если существуют обстоятельства, которые отменяют ограничение дееспособности лица, то иск судье подают именно сотрудники этих органов.

Отдел опеки и попечительства может заключить договор на управление по доверенности собственностью и недвижимостью лиц, находящихся под социальной опекой.

Сотрудники отдела дают разрешение на действия с этим имуществом или запрещают их проведение.

Многочисленные полномочия органов опеки и попечительства обозначены именно тем, что орган опеки и попечительства принимает решение по оформлению опеки.

Орган опеки и попечительства также может лишить опекунов их прав, лишить родительских прав биологических родителей ребенка, если его жизни или здоровью грозит опасность. Сотрудники органов, собрав комитет, также определяют, может ли лицо воспитывать ребенка, ухаживать за недееспособным человеком или нет.

Обжалование действий чиновников

Часто у граждан возникает вопрос, куда жаловаться на орган опеки и попечительства, если они остались недовольны работой его сотрудников. Конфликты между сторонами могут быть разные, но от них никто не застрахован, они всегда наносят вред ребенку или подопечному лицу.

Если нет возможности преодолеть недобросовестное отношение чиновников или их непонимание, то всегда можно пожаловаться на их действия в вышестоящие инстанции.

Куда жаловаться на такие действия?

  1. В первую очередь, это департамент социального обеспечения Москвы. Телефон департамента работает круглые сутки, информацию можно подать по номеру – 495 623 10 59. Официальную жалобу в департамент социального обеспечения можно послать по факсу или отправить по электронной почте. Но есть другие способы, куда можно жаловаться на деятельность или бездействия чиновников.
  2. Жаловаться на отдел опеки и попечительства, помимо департамента социального обеспечения, можно в районную администрацию по месту жительства.
  3. Можно жаловаться в прокуратуру или обратиться с иском в суд. При подаче жалобы следует указать те нормы закона, которые были нарушены чиновниками.
  4. Управление по опеке и попечительству – это еще одна служба, куда можно жаловаться на неправомерные действия чиновников. Это вышестоящий орган, в обязанности которого входит контроль деятельности секторов. Если работники сектора совершили неправомерное действие, то сообщение об этом поможет восстановить справедливость.
  5. В определенных случаях жаловаться можно уполномоченному по правам ребенка. В его обязанности входит контроль соблюдения прав несовершеннолетних.

Ответ на вопрос, куда жаловаться на чиновников, может быть разный, это зависит от каждого конкретного случая.

Таким образом, инстанции, занимающиеся вопросами устройства детей и других категорий граждан, наделены правами, а также обязанностями для того, чтобы помогать в устройстве детям сиротам или недееспособным гражданам.

Каждый орган, расположенный в районе, отвечает за свой сектор, беря на учет всех детей без родительской опеки. Если действия чиновников каким-либо образом нарушают законодательство, то на них можно жаловаться в вышестоящие органы, департамент социального обеспечения или суд.

Куда именно жаловаться в каждом случае, зависит от ситуации.

Источник: https://obrakah.ru/opeka/otdel-opekunstva-i-popechitelstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.